четверг, 1 декабря 2016 г.

Загадочное ночное убийство собаки (The Curious Incident of the Dog in the Night-Time)

Загадочное ночное убийство собаки

Вот таким может быть современный театр. Ярким, технологичным и при этом, безусловно, талантливым. Постановка Британского Национального театра выглядит почти футуристической благодаря световым эффектам и проекциям, которые, по сути, заменяют декорации. Небольшая сцена становится то домом, то улицей, то эскалатором, то станцией метро… Однако всё это было бы совершенно бесполезным без огромной работы, проделанной режиссером (Мэриэнн Элиотт), хореографами, художниками и, конечно, актёрами.

Спектакль восхищает в первую очередь слаженностью действий всей команды. Чёткая работа со светом создаёт эффект смены кадров. Люди появляются как будто ниоткуда и мгновенно исчезают в темноте, когда сцена завершается. О классическом единстве места, времени и действия говорить не приходится, поскольку спектакль поставлен по роману, действие которого происходит в разное время в разных городах.

Структура пьесы довольно сложна. Поскольку события, как и в романе, показаны глазами главного героя, он почти постоянно находится на сцене. Причем действие то и дело перескакивает в прошлое, подряд идет сразу несколько сцен с участием одного и того же персонажа. В этой ситуации именно мастерская работа со светом играет особую роль, позволяя герою, не сходя с места, попадать из одной сцены в другую, когда один из его собеседников исчезает в темноте, а второй появляется в другом круге света.

Важно, что и сам роман, довольно сложный для постановки, адаптирован очень удачно, без малейших потерь смысла. В книге огромное значение имеет монолог главного героя, объясняющего особенности своего взгляда на мир. Именно в представлении этого взгляда ценность романа. Поэтому главный вопрос, которым я задавалась перед спектаклем: каким образом этот монолог можно отразить в постановке? Оказалось, способ есть — простой, эффектный и эффективный. Достаточно было передоверить часть авторского текста учительнице, читающей книгу главного героя, а оставшиеся рассуждения обратить не к зрителям, а к другим персонажам.

Удивительным образом создателям постановки удалось передать зрителям переживания главного героя. Особенно в этом плане сильны сцены, иллюстрирующие путь Кристофера в Лондон. Грохот музыки, сцена, заполненная надписями, которые невозможно прочитать одновременно, мнимо хаотичные и при этом резкие, напористые движения актеров… Хореография великолепна — и не только в «дорожных» сценах. Например, необыкновенно прекрасны мечты о космосе, «полеты наяву».

А ещё это, должно быть, единственный спектакль, который заканчивается решением геометрической задачи. И эта сцена гармонично вписывается в спектакль и не выглядит лишней или неуместной.

(оригинал рецензии на сайте Кинопоиск)

Комментариев нет:

Отправить комментарий