суббота, 24 декабря 2016 г.

Токийская невеста (Tokyo Fiancée)

Токийская невеста

Яркий жанровый калейдоскоп

Новый фильм Стефана Либерски — весьма изящная обманка. Имя главной героини и стилистика первых эпизодов заставляют невольно сравнивать «Токийскую невесту» с шедевром Жан-Пьера Жене «Амели». И поначалу это сравнение даже кажется вполне уместным.

Героиня, прекрасно сыгранная Полин Этьен, — романтичная девушка немножко не от мира сего, очарованная Страной восходящего солнца и то и дело словно выпадающая из реальности в мир фантазий. В её ярких стилизованных грезах — самураи и якудза, свадебные церемонии и сценки из семейной жизни… Приехав в страну, где она родилась и провела первые пять лет жизни, бельгийка Амели мечтает стать настоящей японкой. И не просто японкой, а японской писательницей. Однако очень быстро история отношений девушки и страны превращается в историю отношений героини с красавчиком Ринри, на которого Амели переносит всю свою любовь к Японии.

Однако «Токийская невеста» быстро вырастает из рамок классической мелодрамы, и сравнивать её с фильмом Жене можно только на основе противопоставления одного другому. Если «Амели» — целомудренная история любви двух незнакомых, но, очевидно, очень близких людей, понимающих друг друга без слов, то «Токийская невеста» — фильм о том, что физическая близость вовсе не является гарантией близости духовной.

Отношения между Амели и Ринри очень похожи на идеальные. Он обожает Францию, она — без ума от Японии. Им хорошо вдвоем — и в путешествиях, и за беседой, и в постели. Однако в их отношениях нет глубины. И нет готовности пожертвовать ценностями своей культуры ради того, чтобы быть вместе. Родители Ринри готовы принять девушку в свою семью, но достаточно прозрачно намекают, что для этого ей необходимо будет перенять японские нормы поведения. Для Ринри такое положение вещей — естественно, тогда как свободолюбивую европейку одна мысль о свадьбе заставляет паниковать. Но и разорвать возникшую связь девушка не решается.

«Он видит во мне Францию, а я вижу в нём Японию», — говорит героиня подруге, очень точно формулируя главную причину своих всё возрастающих тревог. Амели и Ринри — олицетворения западной и восточной культур, которые могут очень сильно любить друг друга, но едва ли когда-нибудь смогут до конца друг друга понять.

Наблюдать за неоднозначными отношениями молодой парочки занятно, однако не менее любопытна сама форма, в которую облек киноповествование Стефан Либерски. «Токийская невеста» — мастерски составленная мозаика из жанров. Открываясь как типичная комедийная мелодрама, он постепенно начинает заигрывать с элементами других жанров — перед зрителем предстают то детектив, то мистика, то эротика, то фильм ужасов, то триллер. Присутствуют здесь и элементы социальной драмы, и подобие философской притчи о духовном прозрении, и даже кадры, напоминающие любительский видеоклип. А потому нисколько не удивляешься, когда в финале мелодрама перерождается в фильм-катастрофу.

И, закружившись в этом калейдоскопе, почти не обращаешь внимания на небольшие сюжетные странности. Такие как удивление Амели при виде простенького мобильного телефона (всё-таки 2011 год на дворе).

(оригинал рецензии на сайте Кинопоиск)

Комментариев нет:

Отправить комментарий