воскресенье, 25 декабря 2016 г.

Такси (Taxi)

Такси

Первое, что привлекает внимание в новом фильме Джафара Панахи, — его техническое исполнение. Картина снята на несколько камер, не покидающих салона колесящего по Тегерану такси. Смена ракурсов за счет поворота камер, монтаж изображений, записанных на разные носители (среди них и фотоаппарат, и сотовый телефон), позволяют создать немонотонный визуальный ряд.

«Такси» вовсе не похоже на претенциозный артхаус с намеренно ухудшенным изображением и неряшливой композицией кадра. Фильм Джафара Панахи — полноценная, хорошо снятая история. В какой-то момент забываешь о том, что он был создан одним человеком с привлечением непрофессиональных актеров. Кажется, что за этим произведением стоит целая съемочная группа.

От фильма режиссёра, которому суд Ирана до 2030 года запретил снимать кино, неизбежно ждёшь острой социальной критики. И она здесь, безусловно, присутствует. Женщина, которая, независимо от отношения к пострадавшему в аварии мужу, не может не думать о «видеозавещании», снятом на телефон режиссёра-таксиста. Публичные казни. Несправедливость судебной системы. Жёсткая цензура. Однако «Такси» — это ещё и яркое высказывание об искусстве.

В этом смысле, конечно, особенно значима сюжетная линия с племянницей режиссёра-персонажа, выполняющей непростое школьное задание — снять фильм, «пригодный к показу». Авторская позиция отчётливо просматривается в разговорах о том, каким требованиям должно соответствовать дозволенное кино и насколько реально в таких условиях снять фильм о настоящей жизни, в обманчиво простых и наивных репликах режиссёра, которому поначалу с непоколебимой уверенностью, а потом — с зарождающимся сомнением объясняют, как можно и нужно снимать кино.

Панахи ничего открыто не пропагандирует, не произносит лозунгов, однако его многозначительный взгляд, обаятельная улыбка, даже молчание зачастую оказываются многозначительнее громогласных высокопарных речей. Остроумно и изобретательно режиссёр сталкивает догму и реальность, а сам словно отходит на второй план, оставаясь сторонним наблюдателем и предоставляя жизни самой расставлять акценты, а зрителям — самим делать выводы. В этой ситуации очень быстро забываешь, что в кадре всё-таки актёры (хоть и непрофессиональные) и что события напряжённого дня срежиссированы автором. С экрана в зрительный зал прорывается настоящая жизнь то пугающая, то смешная, то откровенно абсурдная.

(оригинал рецензии на сайте Кинопоиск)

Комментариев нет:

Отправить комментарий