Хороший мальчик
История с приятным послевкусием
Новый фильм режиссера Оксаны Карас, завоевавший в этом году главный приз на фестивале «Кинотавр», стал настоящим событием. Во многом потому, что это редкий для современного российского кинематографа пример хорошего фильма для подростков – развлекательного, но неглупого, с моралью, но без морализаторства, с хорошо прописанными диалогами и не раздражающим юмором.
Перед зрителями разворачивается история обычного девятиклассника Коли Смирнова. Он почти не выделяется из толпы сверстников, вместе с ними посмеивается над учителями, не всегда усердно готовит уроки и не горит желанием участвовать в групповом танце на Дне школы. Но именно ему предстоит ввязаться в запутанные отношения между директором школы, его дочкой-старшеклассницей, симпатичной учительницей английского языка и странноватым учителем информатики. Подливает масла в огонь и семья. Отец, изобретающий новую систему здорового образа жизни, не дает семье спать по ночам. Брат заявляет, что поджог школьную пристройку и собирается сдаваться полиции. Да и нервная впечатлительная мать едва ли может чем-то помочь запутавшемуся сыну.
Совершенно неожиданно фильм вызывает ассоциации с романом «Над пропастью во ржи». Вероятно, оттого, что речь здесь идет о подростке, оказавшемся в гуще взрослой жизни и смотрящем на нее непонимающим взглядом. Правда, в отличие от Холдена Колфилда, Коля Смирнов не испытывает к этому взрослому миру ненависти. Напротив – он уверен, что всякую несправедливость можно исправить. Более того: не сомневается, что сможет сделать это самостоятельно.
Идея вывести на экран действительно хорошего мальчика, ведомого стойкими убеждениями, доброго, умного и при этом живого, интересного и обаятельного, изначально кажется почти утопической и уже сама по себе тянет на полноценную художественную задачу. Неслучайно именно эта формулировка вынесена в название картины. «Хороший мальчик» делает непривычный для современного отечественного кино шаг – не столько бичует пороки, сколько дает образец достойного поведения и отношения к жизни, способный вызвать искреннюю симпатию.
С поставленной задачей авторы фильма справились блестяще. И в этом заслуга не только режиссера и сценаристов, но и исполнителя главной роли. Семена Трескунова уже окрестили открытием года, и неслучайно. Шестнадцатилетний парень, в 2015-м году уверенно выступивший на равных с Федором Бондарчуком в «Призраке», теперь великолепно смотрится рядом с такими мастерами как Константин Хабенский, Михаил Ефремов и Татьяна Догилева, не позволяя им перетягивать на себя внимание зрителей.
В светлой атмосфере «Хорошего мальчика», в его легкой фантастичности, в самой идее сделать реальность похожей на сказку чувствуется дух советского детского и подросткового кино 70х-80х годов – фильмов, на которых выросло несколько поколений детей. Фильмов, которые эти бывшие дети с удовольствием пересматривают уже став взрослыми. Обаяния картине добавляет легкая и ненавязчивая графика. Кажется, что ощущения и мелькающие в воображении героев образы иногда проскальзывают в реальный мир и становятся видимыми, повисая в воздухе легкими меловыми фигурами.
При всей кажущейся беззаботности фильм ставит главного героя и зрителей перед не слишком оптимистичным фактом: до конца понять другого человека в принципе невозможно. «Вы все очень хорошие люди. Но очень странные», – заявляет Коля в одной из финальных сцен. Диагноз человечеству поставлен невероятно точно.
И все же «Хороший мальчик» - история с потрясающим послевкусием. Выходя из кинозала, почти невозможно не улыбаться жизни, которая, пусть и бывает порой непонятной и абсурдной, неизменно остается прекрасной.
(оригинал рецензии на сайте yarreg.ru)
Комментариев нет:
Отправить комментарий