Робот по имени Чаппи
Новый фильм автора «Района № 9» и «Элизиума» Нила Бломкампа поначалу кажется безнадежно вторичным. Историей об обаятельном роботе, который помимо искусственного интеллекта обретает рассудок и начинает мыслить, чувствовать и развиваться, как человек, давно никого не удивишь. Более того, практически всю первую треть фильм Бломкампа выглядит ремейком «Короткого замыкания».
Крупная компания, производящая оружие, разрабатывает удивительную машину – дроида, способного выполнять функции полицейского. После «полевых испытаний» полиция закупает роботов, и борьба с разбушевавшейся преступностью тут же выходит на новый уровень. Роботу № 22 стабильно не везет: его постоянно привозят с заданий в ужасном состоянии, а однажды повреждают настолько, что приходится отправить титанового солдата на переплавку. Воспользовавшись этим, создатель дроидов устанавливает на 22-го только что изобретенную программу, благодаря которой списанный робот обретает сознание.
Впрочем, главная цель «папы» далека от воспитательной. Гораздо больше его интересуют способы влияния на наивного «сына». И это странным образом сближает фильм с советской комедией «Приключения Электроника». Кажется, что вот-вот прозвучит ставшая крылатой фраза: «Где у него кнопка?!» «Кнопка» находится там же, где у Электроника: оказывается, с роботом сначала нужно подружиться, а уже потом обманным путем вовлечь его в свои криминальные дела. Правда, если советского робота привлекли к ограблению под предлогом помощи людям, на Чаппи действует другой аргумент: ему предлагается спасение от смерти.
Проблема смерти и бессмертия, пожалуй, главная в фильме. Чаппи не просто робот, он смертный робот, в этом его главная претензия к создателю Диону. Разговоры на тему «Зачем ты создал меня смертным?» вполне тянут на философский или богословский диспут.
Сыгранный Хью Джекманом антагонист – бывший солдат, а ныне главный конкурент Диона в создании оружия для полиции – является воплощением разрушительного влияния, которое оказывает на человека война. Для Винсента весь мир превратился в поле боя – буквального, не на жизнь, а на смерть. Увы, быстро развивающееся сумасшествие значительно упрощает героя.
К сожалению, произведение Бломкампа во многом выглядит слишком небрежным и непродуманным. Крайне упрощенное решение проблемы «копирования» сознания (которое, оказывается, помещается на флешку) еще можно простить: это, в конце концов, не твердая научная фантастика. Но некоторые детали бросаются в глаза. Город Йоханнесбург, в котором, похоже, живут исключительно преступники и полицейские, ни на что не способные без дроидов. Военный завод, на котором, кажется, вообще нет охраны: по складу, где хранятся особо важные разработки, бегают туда-сюда два человека, и ни у кого не возникает никаких вопросов. Удивляет и конструкция робота Чаппи – оказывается, вместо руки, отсеченной циркулярной пилой, любой непрофессионал может легко и просто прикрепить новую конечность, которая будет функционировать не хуже прежней. Портит картину и неуместная, грубо вставленная в фильм реклама.
(оригинал рецензии на сайте yarreg.ru)
Комментариев нет:
Отправить комментарий