Экипаж
Супергерои вместо профессионалов
Выхода нового «Экипажа» поклонники одноименного фильма Александра Митты ждали с особым беспокойством. Все-таки ремейки классики советского кино редко оказывались удачными. Однако фильм Николая Лебедева, несмотря на некоторые очевидные недостатки, стал приятным исключением. Должно быть, потому, что авторы не стали паразитировать на вышедшей 36 лет назад картине, а постарались создать самостоятельное произведение.
«Экипаж» Николая Лебедева снят как будто по учебнику для авторов массового кино. Главный герой – талантливый летчик Алексей Гущин – молод и хорош собой. Одна беда – он не желает жить по инструкции, а потому постоянно теряет работу и к началу действия собирает целый ворох негативных рекомендаций. Последний его шанс остаться в небе – проявить себя в небольшой авиакомпании, поступив в стажеры к Леониду Зинченко – опытному летчику с тяжелым характером. Дополнительным стимулом для Алексея становится желание завоевать любовь красавицы-пилота Александры.
Дело даже не в том, насколько точно фильм Николая Лебедева передает детали работы пилотов и насколько возможны проделываемые героями головокружительные трюки. В конце концов, споры о том, должен ли художественный фильм досконально следовать реальности, не утихнут никогда, поскольку вряд ли на этот вопрос можно ответить однозначно. Проблема в нелепости некоторых ситуаций, в том числе – открывающей фильм коллизии, призванной продемонстрировать благородство Алексея Гущина. Приоритеты между блажью военного руководства и нуждами пострадавших от наводнения герой расставляет логично и правильно. Вот только едва ли здравомыслящий пилот согласился бы без крайней необходимости поднять в воздух настолько перегруженный самолет.
Непростительно небрежно обращаются авторы картины с женскими персонажами. Недалекой вертихвосткой выглядит стюардесса Вика. Исчезает из сюжета, не дав ему ровным счетом ничего, репетитор Елена Михайловна. Но главный провал – конечно, Александра. После всех разговоров о тяжелой судьбе женщины-пилота, после всех похвал, расточаемых ей Леонидом Зинченко, от героини ждешь каких-то значимых поступков. Но ожидания не оправдываются. В опасной ситуации Александра не делает абсолютно ничего. За штурвалом самолета она оказывается лишь однажды – еще до начала всех катастроф. Более того, некоторые действия и фразы героини характеризуют ее как неуравновешенную и не слишком здравомыслящую особу. Складывается впечатление, что этот потенциально сильный и интересный персонаж нужен в фильме, что называется, для интерьера.
С мужчинами дело обстоит гораздо лучше. «Экипаж» представляет зрителям череду ярких и, что особенно приятно, разнообразных характеров, каждый из которых достойно раскрывается по ходу действия. Демонстрация разных вариантов отношений между отцами и сыновьями – пожалуй, самый мощный источник эмоционального напряжения в фильме. Недаром именно с ним связана самая трогательная сцена «Экипажа».
Пожалуй, главное отличие фильма Николая Лебедева от картины Александра Митты заключается в том, что в новом «Экипаже» перед нами предстает исключительный герой. Свой подвиг Алексей Гущин совершает не столько благодаря опыту, сколько за счет уникального природного дара. «У нас с вами руки, а у него – крылья», - характеризует своего стажера Зинченко. Тогда как герои Митты скорее подчеркнуто обычны, а акценты в фильме смещены с таланта на опыт и профессионализм.
Новый «Экипаж» – не замена старому, но посмотреть его определенно стоит – ради обаятельных актеров, в основном хороших диалогов, берущих за душу эмоциональных сцен и главное – ради ощущения, что хороших людей, готовых помочь другим в беде, на самом деле гораздо больше, чем нам иногда кажется.
(оригинал рецензии на сайте yarreg.ru)
Комментариев нет:
Отправить комментарий