суббота, 3 декабря 2016 г.

Магия лунного света (Magic in the Moonlight)

Магия лунного света

Сеанс магии с разоблачением

Очарование Франции 20-х годов прошлого века не отпускает Вуди Аллена. Сняв в 2011 году романтичную и волшебную «Полночь в Париже», он на два года вернулся в современность, выпустив фильмы, действие которых происходит в Риме и Сан-Франциско, а после решил рассказать еще одну французскую историю, однако теперь из Парижа Аллен переносит действие на Лазурный берег.

Речь снова пойдет о магии. Или все-таки об обмане и шарлатанстве? Герои и сами долгое время не смогут с этим разобраться. Проницательный зритель, вероятно, быстро поймет, в чем дело, и объяснит загадочные явления, которым удивляются герои фильма. А еще более проницательный догадается, что «Магия лунного света» вовсе не детектив и суть его не в разгадывании загадок.

Итак, один именитый фокусник просит другого именитого фокусника – своего близкого друга – разоблачить шарлатанку, которая водит за нос почтенное семейство, живущее на юге Франции. Девушка проводит спиритические сеансы и рассказывает о людях такое, чего никто не может знать. Стэнли, убежденный рационалист, известный разоблачитель медиумов-обманщиков, соглашается помочь. Однако, пообщавшись с прелестной Софи (виртуозно сыгранной Эммой Стоун), даже он начинает сомневаться в собственной правоте.

Вуди Аллен традиционно создает череду ярких характеров, наблюдать за проявлениями которых не менее интересно, чем за развитием основной сюжетной линии. Вот пожилая дама, которая мечтает пообщаться с покойным мужем и выяснить, не изменял ли он ей при жизни. Вот ее сын, наивный и настолько влюбленный в девушку-предсказательницу, что каждый день наигрывает ей серенаду на укулеле. Вот предсказательница, которая очевидно переигрывает, изображая приход «ментальных вибраций», но при этом удивительно точно угадывает подробности жизни собеседников. А вот заносчивый скептик-фокусник с сомнительным чувством юмора, о котором нельзя однозначно сказать, о чем он мечтает больше: разоблачить махинаторшу или убедиться, что она говорит правду.

Рассказывая историю, в которой детективный сюжет легко уживается с романтической линией, Вуди Аллен предлагает зрителям задуматься о самой природе иллюзии. Чем она отличается от лжи? И может ли обман быть оправдан тем, что поверившие в него люди становятся счастливее?

Парадокс, но Стэнли обретает способность наслаждаться жизнью только в тот момент, когда его рационалистические представления об устройстве мира начинают разрушаться. Фокусник пытается разобрать реальность на мельчайшие частицы, сделать ее абсолютно понятной, лишить ее всякой магии. При этом он вполне успешно убеждает себя и других, что в жизни нет ничего, что не поддавалось бы логическому осмыслению. Так въедливый зритель, сидя в кинозале, вглядывается в механику фильма, зачастую лишая себя удовольствия поддаться его очарованию.

Истинный художник, Вуди Аллен легко и непринужденно демонстрирует, что в этом безумном и нелогичном мире абсолютный непоколебимый рационализм – лучший способ лишиться рассудка.

(оригинал рецензии на сайте yarreg.ru)

Комментариев нет:

Отправить комментарий