среда, 7 декабря 2016 г.

Бёрдмэн (Birdman)

Бёрдмэн

Новый фильм Алехандро Гонсалеса Иньярриту российские зрители ждали давно. В мировой прокат картина вышла еще в августе прошлого года, а до наших экранов добралась только спустя почти полгода. К этому времени «Бердмэн» успел обрасти не только множеством восторженных отзывов критиков и зрителей со всего мира, но и немалым количеством наград. Фильм получил несколько призов на Венецианском фестивале и «Золотой глобус» за лучший сценарий, а теперь претендует на «Оскар» сразу в девяти номинациях.

После этого побороть искушение посмотреть фильм практически невозможно. И уж точно, посмотрев его, невозможно остаться равнодушным. «Бердмэн» завораживает, с ходу вовлекает зрителей в круговорот событий, происходящих в театре на Бродвее во время подготовки к премьере постановки по мотивам рассказа Раймонда Карвера «О чем мы говорим, когда говорим о любви».

Режиссером пьесы выступает Ригган – стареющий актер, когда-то прославившийся благодаря роли супергероя «Бердмэна». Уйти от ставшего популярным образа Риггану не удается. Последней попыткой становится постановка драмы на одной из известнейших театральных площадок. Выбор материала для постановки, очевидно, не случаен. И дело даже не в том, что Карвер когда-то подтолкнул Риггана к актерской профессии, а в том, что пьеса отчетливо перекликается с событиями, происходившими и происходящими в жизни актера. Интересно, что подобная связь есть между самим фильмом и исполнителем главной роли Майклом Китоном, который когда-то прославился, сыграв Бэтмена в фильме Тима Бертона.

«Бердмэн» позволяет заглянуть за кулисы, обнажает то, что остается скрытым от глаз зрителей, сидящих в зале театра: методы актерской и режиссерской работы, эмоции, вопросы рекламы и финансирования. Но в первую очередь это все-таки история одного человека – бывшего супергероя, который медленно сходит с ума. Актера, для которого кино и театр, тоска по величию и жажда создать что-то по-настоящему стоящее затмили все остальное, став единственной ценностью в жизни. Это история о борьбе с самим собой, которая оказывается ничуть не легче борьбы со скептически настроенными критиками и с публикой, которая ждет лишь скандалов и крови.

Самое интересное в истории Риггана то, что невозможно сказать, когда же она на самом деле закончилась. И закончилась ли вообще? Несколько возможных финалов сбивают с толку, заставляя смотреть на происходящее под разными углами, гадать, что есть правда, а что иллюзия, галлюцинация.

Техническому исполнению «Бердмэна» хочется аплодировать стоя. Двухчасовой фильм, действие которого охватывает несколько дней, снят единым планом. И даже неважно, действительно ли картина была снята с одного дубля или это лишь искусная иллюзия. Поскольку поверить в то, что где-то в этой непрерывности спрятаны монтажные склейки, так же трудно, как и в то, что можно единым планом снять фильм с такой сложной конструкцией, с таким количеством надрывных эмоциональных монологов, отыгрываемых на крупных планах без возможности переснять или перемонтировать сцену.

После просмотра «Бердмэна» девять его номинаций на «Оскар» вовсе не кажутся удивительными. И если в номинации «Лучший фильм» у картины есть очень достойные конкуренты, то статуэтки за лучшую режиссуру и лучшую операторскую работу были бы на сто процентов заслуженными.

(оригинал рецензии на сайте yarreg.ru)

Комментариев нет:

Отправить комментарий