воскресенье, 25 декабря 2016 г.

Жених

Жених

Comedy Club продолжает захватывать киноэкраны. Александр Незлобин впервые попробовал свои силы в режиссуре, сняв комедию, которая кому-то покажется смешной, а кому-то, возможно, грустной.

Сюжет картины очень прост: 9 мая немец Гельмут приезжает в Россию, чтобы сделать предложение своей любимой девушке и познакомиться с ее живущими в глубинке родственниками. Брат будущей невесты и его жена принимают потенциального родственника весьма радушно, а вот бывший муж красавицы Алены Толя не слишком-то рад приезду заграничного гостя.

Беда «Жениха» в крайней узости охвата. Авторы концентрируются на определенном типе людей, с единым стилем поведения и единым способом проводить свободное время, знакомиться, выражать чувства… Все, кто выпадает из этого стиля, либо придут к нему в конце фильма, либо вынуждены будут горестно покинуть пространство, где царит «загадочная русская душа».

Фильм не дает даже намека на существование другого образа жизни и не предлагает никакого разнообразия, оперируя по большей части распространенными шаблонами: бой-баба, подкаблучник, олигарх… Созданные образы не назовешь неудачными. Благодаря талантливой актерской игре и многочисленным импровизациям персонажи получились яркими, колоритными, живыми. Особенно хороши два дуэта: брат Алены Лешка с женой Любой и их дочь с возлюбленным-дагестанцем. Да и Сергей Светлаков смотрится достаточно убедительно, особенно, как ни странно, в немногочисленных серьезных сценах.

Вот только Гельмуту, одному из главных героев, отведена роль статиста. Немец превращается в объект для шуток и издевок, смысл которых зачастую не может понять, и в повод для осознания героем Светлакова прежних ошибок. Несмотря на все свои старания, немец остается для дружной семьи Алены гораздо более чужим, чем «кобель» Толя, и даже не получает внятной финальной сцены. При этом Гельмут виноват лишь в том, что рискнул приехать в Россию в день, когда многие так вдохновенно выпивают за победу, что перестают видеть разницу между словами «немец» и «фашист». Словом, велик риск, что вдоволь посмеяться помешает не только качество шуток (их уровень здесь очень разный – от действительно удачных до глупых и бородатых), но и жалость к иностранцу, попавшему в дружелюбную, но шумную, хаотичную и непонятную страну.

Несмотря на отчетливый любовный треугольник в завязке и пару действительно трогательных сцен, романтическая линия в «Женихе» оказывается не самой важной. В конце концов, вся интрига сводится к тому, кого же в финале выберет героиня. Гораздо более интересны то и дело возникающие по ходу действия размышления о том, что за праздник мы отмечаем 9 мая и победу над чем превозносим.

С одной стороны, фильм подталкивает к совершенно определенным выводам: в конце концов, в кульминации тоже разыгрываются военные действия, и стороны в них определяются отнюдь не национальностью («Русские своих в плену не бросают, даже если они немцы»). С другой же стороны, через всю нарочитую легкость, через весь юмор просачивается какая-то жуткая тоска от того, что различия в языке, обычаях, привычках не дают людям по-настоящему понять и принять друг друга. И избитая мысль о том, что перед стопкой водки все равны, ничуть не утешает. Достаточно ли нам такого единения?

(оригинал рецензии на сайте yarreg.ru)

Комментариев нет:

Отправить комментарий