суббота, 24 декабря 2016 г.

Головоломка (Inside Out)

Головоломка

У нового фильма Pixar сразу две широкие целевые аудитории: во-первых, дети, а во-вторых, их родители. И речь не только о том, что рассказанная история интересна и взрослым, и детям. Для каждой аудитории авторы подготовили отдельный смысловой пласт. «Головоломка» — это попытка одновременно наглядно показать детям, как работает человеческий мозг, и объяснить родителям причины подросткового бунта. Или, по крайней мере, одну из причин.

На экране — история одиннадцатилетней Райли. Точнее даже — история её эмоций, поскольку большая часть действия происходит «в голове» девочки. Согласно идее сценаристов, всеми поступками людей управляют пять эмоций: радость, грусть, гнев, страх и брезгливость (в мультфильме они представлены в виде забавных живых существ).

Долгое время среди эмоций Райли главенствует Радость — жизнь героини беззаботна, в ней есть всё, что нужно для счастья: любящие родители, друзья, секция хоккея, в которой девочка делает успехи… Но вот семья переезжает в большой город, и это становится первым серьезным потрясением в жизни Райли. Новая школа, разрыв с хоккейной командой, осложнение отношений с друзьями… Впервые одно из ключевых воспоминаний, влияющих на становление личности девочки, окрашивается в голубой цвет грусти. Радость с таким раскладом не согласна и пытается всё исправить. Но, разумеется, становится только хуже, и Райли на время остается и без Радости, и без Грусти. Естественно, ни к чему хорошему это привести не может.

Весьма убедительно авторы фильма объясняют катаклизмы так называемого «переходного возраста» конфликтом эмоций, которые не могут сразу адаптироваться к новым трудным обстоятельствам и понять, как на них реагировать. Для Райли, привыкшей быть для близких источником радости, неспособность справиться с нахлынувшей грустью становится шоком.

Пытаясь вернуться к главному пульту управления и восстановить равновесие в душе Райли, Радость и Грусть путешествуют по самым разным местам, попутно демонстрируя юным зрителям, как сложно устроена человеческая личность. Эмоции попадают в хранилище воспоминаний — долгосрочную память. Встречают детского воображаемого друга Райли. Проходят через дивный город воображения, наблюдают за работой лаборатории снов и даже заглядывают в подсознание, где хранятся глубинные страхи. Из всего этого складывается модель внутреннего мира ребенка.

И всё же механизм, определяющий действия девочки, кажется неполным. В первую очередь потому, что в этой сложной системе не предусмотрено сознание. Абсолютно отсутствует рефлексия. Эмоции эмоциями, но даже одиннадцатилетний ребёнок руководствуется не только ими. Да и набор эмоций несколько удивляет. В первую очередь потому, что их всего пять. Где же, например, удивление? Стыд? Обида? Можно было бы предположить, что с развитием личности Райли эмоциональный состав расширится, но нет: в головах её родителей всё те же пять «человечков». И где, в таком случае, находятся более глубокие переживания и чувства, не меньше быстротечных эмоций влияющие на поведение человека?

Вероятно, всё, что не входит в «стандартный набор», находится на островах, обозначающих стороны личности Райли. Выбор этих «сторон» тоже довольно странен: сложно представить классификацию, в которой рядом стояли бы семья, дружба, озорство, честность и хоккей.

Впрочем, на самом деле всё это — незначительные придирки, не оказывающие сильного влияния на восприятие фильма. В целом же «Головоломка» — вполне убедительная история с яркими, точными и эмоциональными визуальными образами и с героями, которым сопереживаешь, несмотря на их слабости (даже когда эти герои — всего лишь олицетворение эмоций).

(оригинал рецензии на сайте Кинопоиск)

Комментариев нет:

Отправить комментарий