Финансовый монстр
Испытание человечности
Американский кинематограф славится умением говорить об экономических катаклизмах и сложных биржевых процессах языком, понятным большинству зрителей. И главное – переводить кажущиеся абстрактными финансовые операции в плоскость реальных человеческих отношений. «Финансовый монстр», четвертая полнометражная режиссерская работа оскароносной актрисы Джоди Фостер, не исключение.
Один из главных героев фильма – телеведущий Ли Гейтс, привыкший с шутками и прибаутками давать зрителям советы относительно того, куда вкладывать деньги. Но вот казавшаяся надежной компания неожиданно теряет 800 миллионов долларов, и воспользовавшиеся рекомендацией Гейтса люди в одночасье становятся банкротами. Один из них, отчаявшись, захватывает в заложники телеведущего и, угрожая взорвать студию, требует объяснить причины произошедшего сбоя в алгоритме.
Фильм предлагает зрителям насладиться тремя великолепными актерскими работами. Самого Ли Гейтса играет Джордж Клуни. На его долю выпала целая череда сменяющих друг друга эмоциональных состояний. Бравада и самолюбование легко перекрываются паникой, которая постепенно уступает место самообладанию, а то в свою очередь перерастает в любопытство и журналистский азарт, позволяющий разобраться в ситуации и испытать сочувствие к запутавшемуся парню, катящемуся в пропасть. Не сочувствовать персонажу Джека О’Коннелла – мечущемуся, одновременно решительному и напуганному – действительно сложно. Как нельзя не поддаться обаянию напряженно-собранного режиссера Пэтти Фэнн, сыгранной Джулией Робертс.
«Финансовый монстр» захватывает с первых минут и держит в напряжении почти до самых финальных титров. И это несмотря на то, что финал легко предугадать: истории персонажей, подобных террористу Кайлу Бадвелу, часто заканчиваются именно так. У Джоди Фостер получился настоящий триллер. Достичь этого удалось благодаря умело выстроенным эмоциональным качелям. Персонажей, а вместе с ними и зрителей то и дело бросает от страха к надежде и обратно. Журналисты и полицейские придумывают все новые способы разрешить ситуацию мирным путем. Однако шаблонные, привычные для кинематографа ходы не работают: призыв объединиться ради спасения человеческой жизни не приводит к росту акций; беременная возлюбленная демонстрирует совсем не то поведение, какого от нее ждут. В мир кино и телешоу беззастенчиво вторгается реальность. И героям остается лишь одно – выбраться из-под вороха шаблонов и заученных ничего на самом деле не значащих фраз о «глюке в алгоритме» и, проведя настоящее расследование, докопаться до сути проблемы.
А суть, как всегда, в людях. Персонажам «Финансового монстра» предстоит проверка на человечность. И, по мнению авторов фильма, чем крупнее суммы, которыми распоряжается человек, тем сложнее ему заметить и понять проблемы простых людей, выбивающихся из сил, чтобы заработать на кусок хлеба. Ли Гейтсу, например, чтобы осознать свою необъективность, приходится подвергнуться смертельной опасности.
Не то чтобы картина Джоди Фостер открывала что-то новое. Речь идет о давно известных язвах на теле финансового мира. Это подчеркивается и в кульминационной сцене. У фильма иная цель: объяснить зрителям, что знакомое и привычное – не значит правильное и допустимое.
Моральная проверка ждет не только «финансовых монстров». В то время как телекамеры персонажей направлены на главных участников событий, операторы фильма внимательно наблюдают за наблюдателями – зрителями, привлеченными к телевизорам террористическим актом, совершенным в прямом эфире. Оказывается, что по ту сторону экрана события вовсе не кажутся такими серьезными. Мир как будто смотрит боевик, попивая пиво и шумно одобряя удачные сюжетные повороты. Потерявшие чувство реальности зрители встречают человека с бомбой, зажигательно отплясывая у него на пути. Все ждут развязки захватывающего зрелища, однако в любой момент готовы вернуться к своим повседневным занятиям. Причем авторы картины недвусмысленно намекают, что такую реакцию провоцирует сама индустрия развлечений.
Вероятно, фильм стоило закончить ударом настольного футбола. Это усилило бы финал, не дав спасть напряжению. Но «Финансовый монстр» при всей серьезности темы – все-таки шоу для массовой аудитории. А потому Фостер подслащивает пилюлю, завершая картину бытовыми разговорами и забавными роликами с YouTube. Чтобы зритель, который на первых же кадрах титров вскочит с кресла и побежит по своим делам, ни в коем случае не испытал неловкости.
(оригинал рецензии на сайте yarreg.ru)
Комментариев нет:
Отправить комментарий