суббота, 31 декабря 2016 г.

Дед Мороз. Битва магов

Дед Мороз. Битва магов

Зимний дозор

Российский кинематограф продолжает осваивать жанр городского фэнтези. На этот раз зрителям предлагается новогодняя история о волшебных битвах добра и зла посреди Москвы. Трейлеры картины изначально настораживали. Образ Деда Мороза – мудрого, доброго, уютного – никак не вязался с пафосом, тёмными очками и битвами в слоу-мо. К счастью, фильм оказался не слишком дисгармоничным. Плещущий через край пафос первого появления Деда Мороза сценаристы объяснили с изящной самоиронией, после чего позволили истории стать чуть более естественной. Впрочем, это фильм не спасло.

В создание картины, очевидно, было вложено немало сил. Авторы долго прорабатывали костюмы, отстраивали интерьеры, трудились над гримом, создавали визуальные эффекты… И всё это действительно впечатляет. Фильм красив и полон тщательно продуманных, создающих атмосферу элементов – здесь и снежные совы, и ледяные дворцы, и восхитительный зал с письмами Деду Морозу. Есть и маленькие детали, вызывающие улыбку. Например, три оленя на капоте дедморозовой «Волги», которая под песню «Три белых коня» превращается в снежные летающие сани. Или битвы, напоминающие игру в снежки.

Сценаристы два года продумывали мифологию фильма, создавали из обычного мира волшебный и даже придумали особый язык для бессмертных ледяных магов. И всё это было бы замечательно, если бы, увлёкшись миротворчеством, авторы фильма не забыли вдохнуть в него живую душу. Какими бы техническими достоинствами ни обладал «Дед Мороз», это всего лишь автоматон – бездушная кукла, неспособная по-настоящему задеть зрителей за живое. Слишком многое в фильме кажется искусственным, фальшивым. Слова, которые должны быть искренними и согревать сердца, оказываются ледяными. Новая мифология мечется от псевдонаучного «снежного гена» к абстрактным заявлениям вроде «все люди волшебники». Подобное годится для детского утренника, но плохо работает в кино.

Не красит картину и чувствующаяся в ряде моментов вторичность. В Морозе, сыгранном Фёдором Бондарчуком, слишком сильно ощущается влияние образа профессора Дамблдора, да и музыка местами подозрительно напоминает основную тему фильмов о Гарри Поттере. Есть в картине что-то и от «Ночного дозора», и от гораздо менее удачного «Тёмного мира».

Химеры как образ абстрактного зла, поднимающегося из глубин человеческого отчаяния и подчиняющего себе слабых духом волшебников, - задумка, безусловно, удачная. Но эти существа слишком похожи на каких-нибудь инопланетных тварей из космических боевиков. Слишком конкретны для символа. А если воспринимать их исключительно как объективную внешнюю угрозу, очень хрупкой становится мотивация главного злодея Карачуна, вознамерившегося отдать всю Землю химерам на растерзание.

При этом фильм радует достойной актёрской игрой. Убедительна Таисия Вилкова в роли одиннадцатиклассницы Маши, чьи волшебный дар и любящее сердце помогают спасти мир. Парадоксально обаятелен маг Никита, сыгранный Никитой Волковым. Удивительным образом эгоистичный, честолюбивый, совершающий кучу глупостей герой вызывает симпатию и сочувствие. За его самовлюблённостью и жестокими шутками видится какая-то беззащитная наивность.

Есть в фильме и по-настоящему смешные эпизоды, и несколько действительно сильных сцен, к числу которых относится кульминация. Неожиданные прорывы в искренность происходят тогда, когда фильм становится суровым и мрачным, лишаясь сентиментальности. Быть может, поэтому «Дед Мороз» не слишком годится на роль доброй новогодней сказки и едва ли станет источником праздничного настроения. Впрочем, это, наверное, дело вкуса.

Основной посыл фильма артикулирует герой Фёдора Бондарчука: «Нет злых волшебников. Есть добрые, для которых мы пожалели любви». Мысль эту можно считать спорной, но она как минимум заслуживает обдумывания. Тем более что даже в этом году «Дед Мороз» - не первый фильм, ведущий зрителя к подобному выводу об ответственности добра за возникновение зла. Достаточно вспомнить историю двух королев, рассказанную в «Алисе в Зазеркалье».

Комментариев нет:

Отправить комментарий