суббота, 3 декабря 2016 г.

Зимняя спячка (Kis Uykusu)

Зимняя спячка

Просмотр фильма Нури Бильге Джейлана, получившего «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале, – испытание не из легких. Мало того, что он длится больше трех часов, так еще и состоит преимущественно из диалогов. Внешнего действия в «Зимней спячке» крайне мало, весь сюжет уместился бы в нескольких абзацах. А между тем сценарий картины занимает 285 страниц.

«Зимняя спячка» – просто кладезь для любителей наблюдать за различными проявлениями человеческой природы, замечать разницу между высказываемыми идеями и реальным поведением и смотреть на вопросы нравственности с противоположных сторон.

Центральные персонажи фильма – хозяин отеля с говорящим названием «Отелло» Айдин, его жена Нихаль и сестра Неджла – в первый момент кажутся достаточно благополучной семьей. Они умны, нравственны, вежливы, благообразны, доброжелательны к окружающим… Однако очень скоро оказывается, что царящий в большом доме мир иллюзорен. Айдин, упоенный своим нравственным совершенством, свысока смотрит на окружающих, Нихаль находится на грани нервного срыва, пытаясь скрыть от мужа собрания созданного ей благотворительного комитета, Неджла заявляет о желании вернуться к бывшему мужу или найти работу, однако не делает ни того ни другого.

Эта статичность, неспособность к действию – одна из основных характеристик и Айдина, и его сестры. Они постоянно рассуждают и спорят о нравственности, провозглашают необходимость помогать другим, строят теории о том, как лучше это делать… Однако эти теории не находят реального воплощения. Именно поэтому, пытаясь вмешаться в благотворительную деятельность Нихаль, Айдин наталкивается на отчаянное сопротивление и страх, что его напористая педантичность остановит дело, сдвинувшееся с мертвой точки.

Впрочем, главное достоинство картины состоит в том, что она лишена прямых оценок. Каждый из персонажей в чем-то прав, каждый в чем-то ошибается, каждому не чужды человечность и искреннее сострадание… Главная трагедия этих героев не в несовпадении жизненных принципов, а в неумении и нежелании услышать и понять друг друга. И зрителю, смотрящему со стороны, очевидно, что они могли бы прийти к согласию, если бы отказались от своей гордыни и перестали высказывать друг другу бесконечные обвинения.

Действие «Зимней спячки» происходит в Турции, однако это вовсе не увеличивает дистанцию между происходящими на экране событиями и зрителем. Можно предположить, что разыгрывающиеся на экране сцены так близки и понятны жителям России потому, что в основу фильма легли рассказы Чехова. Однако, скорее всего, дело в тех проблемах, о которых идет речь в фильме. Религиозные чувства и их проявление, доброта, порядочность, отношения между богатыми и бедными, любовь и доверие… Это явления, находящиеся за пределами национальности и одинаково волнующие людей, живущих в разных странах.

Отдельное удовольствие – наблюдать за потрясающей актерской игрой, благодаря которой даже статичные сцены наполняются внутренним действиям. Особенно хороша Мелиса Сезен, чья надрывная игра трогает до глубины души.

И, конечно, завораживает пространство фильма: бескрайние заснеженные пейзажи, каменные здания, уютные кабинеты… Они задают тон этой непростой истории и делают ее одновременно камерной и всеобъемлющей.

(оригинал рецензии на сайте yarreg.ru)

Комментариев нет:

Отправить комментарий