среда, 7 декабря 2016 г.

Территория

Территория

Пожалуй, главная особенность нового фильма Александра Мельника в том, что это не совсем фильм. «Территория» больше похожа на книгу – причудливое сочетание авантюрного романа и огромного, невероятно красивого фотографического альбома.

Такой эффект возникает благодаря большому количеству текстовых фрагментов – цитат из романа-первоисточника. Закадровый текст создает эмоциональный фон, дает зрителям краткие характеристики героев, рассказывает о том, что происходило в их жизни до начала поисков золота Территории… И не имеет значения, действительно ли геологи разговаривают цитатами из романа, – ощущение создается именно такое. Поначалу воспринимать такую форму подачи, свойственную в большей степени документальным фильмам, непросто. Но стоит привыкнуть, войти в размеренный ритм картины, как открывается совершенно новый и неописуемо прекрасный мир.

Природу северо-востока России невозможно назвать фоном, на котором происходят события. Она главный герой картины. «Территория» непредставима без головокружительных пейзажей Чукотки и плато Путорана, без необозримых сибирских просторов, без горных рек и водопадов, без покрытых снегом горных склонов… Если уж кто и играет здесь вспомогательную роль, то это люди, которые, появляясь в пейзаже, подчеркивают его масштаб. Именно поэтому смотреть «Территорию» стоит в кинотеатре, не пытаясь втиснуть это огромное пространство в рамку телевизионного экрана или монитора.

Роман Олега Куваева и, соответственно, основанный на нем фильм лишь отчасти можно назвать историческими. Реальные факты и характеры настолько тесно переплетаются здесь с собирательными образами, что отделить одно от другого невозможно. В результате история выходит за рамки повествования об открытии крупного месторождения золота на Чукотке и обретает метафорический смысл. Это уже не фильм о конкретных людях – это портрет профессии, особого способа существования и образа мысли. Его герои – геологи, золотоискатели – люди, обретшие дело всей своей жизни. Они «обречены на свою работу». Их взаимоотношения с Территорией – нечто совершенно особенное. От первых до последних кадров люди находятся в непрерывном взаимодействии с опасной и бесстрастной северной природой. Этих суровых мужчин, привыкших к тяжелому физическому труду и постоянному риску, невозможно представить в другом пейзаже.

Здесь самое время отметить великолепные актерские работы. Ясноглазый обаятельный Григорий Добрыгин в роли Баклакова; Егор Бероев, в чьей игре то и дело проскальзывает что-то от манеры Юрия Яковлева; яркие образы, созданные Владиславом Абашиным, Константином Балакиревым, Евгением Цыгановым и другими исполнителями не только главных, но и эпизодических ролей. Без них эта картина не могла бы состояться, поскольку центральная сюжетная линия «Территории» – собственно поиск золота – достаточно лаконична, и акцент перенесен на самих геологов, на особенности их судеб и мировоззрения.

Мир Территории – особое пространство, где все преходяще, кроме гор, долин, рек и связанной с ними работы. Свадебное гулянье переходит в скорбное воспоминание о погибшем друге. Но и боль утраты растворяется в сибирском воздухе, уступая место чему-то более глобальному. Даже известие о первом полете человека в космос неспособно надолго отвлечь героев от насущных проблем. У них – свой космос, и его тоже необходимо исследовать.

(оригинал рецензии на сайте yarreg.ru)

Комментариев нет:

Отправить комментарий