Соль Земли
Экзистенциальный круговорот
Споры о том, стоит ли противопоставлять документальное кино художественному, периодически возникают, наверное, с самого рождения кинематографа. Но, кажется, новая картина Вима Вендерса должна положить им конец. Фильм, по большей части основанный на репортажных фотографиях и интервью с их автором, выполнен на таком высоком художественном уровне, какого достигает далеко не всякая игровая картина.
Наверное, одна из главных сложностей при создании документального фильма — построение композиции, превращение фактов реальной жизни в увлекательную историю с обязательными завязкой, кульминацией и развязкой. Особенно если авторская задача выходит за рамки простого информирования зрителя о том, что в какой-то исторический момент происходили некие события.
«Соль Земли» начинается с фотографий огромного золотого карьера с тысячами копошащихся в нём людей, на общем плане напоминающих муравьёв. А ближе к концу на экране возникнет лапа игуаны, так похожая на человеческую руку в рыцарском доспехе. Человек — такая же часть природы, как животные или растения. Однако чтобы прийти к этому выводу, зрителям вместе с героем картины предстоит пройти непростой путь.
Биография Себастьяна Сальгадо поначалу кажется довольно обычной: детство на обширной бразильской ферме, получение экономического образования, любовь к женщине, которая станет спутницей всей жизни, вынужденная эмиграция из-за обострившейся политической обстановки в родной стране… Однако после того, как в руки Себастьяна практически случайно попадает фотокамера, в его жизни открывается новая полоса. Во время многолетних тяжёлых экспедиций Сальгадо предстоит заглянуть в бездну человеческого отчаяния, запечатлеть картины голода, болезней, смерти, кровопролитных войн, осознать своё призвание и разувериться в нём, разочароваться в человечестве и вновь найти в себе силы примириться с ним, обратившись к совершенно новому для себя фотографическому жанру и найдя новый смысл жизни.
Фильм по большей части состоит из фотографий Себастьяна Сальгадо, которые уже сами по себе оставляют глубокий след в памяти. А прочувствованные комментарии автора расширяют контекст снимков и тем самым усиливают впечатление. Благодаря им зритель не только проникается состраданием к изображенным на фотографиях людям, но и особенно остро сочувствует «кризису веры», который испытывает репортер.
Поначалу «Соль Земли» кажется просто последовательным рассказом о жизни отдельно взятого человека. Однако за этой простотой видится огромная работа, проделанная режиссёром как при отборе и компоновке фактов из биографии героя фильма, так и при создании видеоряда. Рассыпаясь в комплиментах репортёрской меткости и художественной тонкости фотографий Сальгадо, Вим Вендерс создаёт безупречное визуальное произведение, служащее достойной оправой многочисленным показанным в кадре работам репортёра.
(оригинал рецензии на сайте Кинопоиск)
Комментариев нет:
Отправить комментарий