понедельник, 5 декабря 2016 г.

Мамочка (Mommy)

Мамочка

Гремучая смесь из любви, ненависти, боли, психических отклонений, страсти, перерастающей в агрессию, – вот что представляет собой новый фильм Ксавье Долана. В пятой полнометражной картине молодой режиссер впервые отошел от темы гомосексуальных отношений и заново, как и в дебютном фильме, обратился к взаимоотношениям матери и сына.

История начинается с того, что грубоватая и вульгарная женщина Диана забирает из интерната сына-подростка, устроившего серьезный пожар. Главная сложность в том, что из-за синдрома дефицита внимания и гиперактивности Стив часто бывает агрессивен. Контролировать его почти невозможно. Столкновение двух крайне экспрессивных характеров – матери и сына – превращает жизнь в вихрь эмоций. Состояние героев постоянно меняется, проходя весь спектр от эйфории до отчаяния и обратно. И на протяжении всего фильма невозможно отделаться от ощущения, что персонажи сидят на пороховой бочке, которая в любой момент может взорваться и уничтожить их.

Герои Долана – люди с покореженными судьбами, придавленные грузом ответственности и столкнувшиеся с трудностями, которые кажутся непреодолимыми. И все же это люди, которые вопреки всему не перестают надеяться, не теряют способности улыбаться и заражают зрителей наивной уверенностью, что любовь способна исправить неисправимое и спасти дорогого человека от унижения и гибели. «Скептики будут посрамлены». В этой уверенности Диана, Стив и их соседка Кайла, нашедшая в чужой семье лекарство от собственной боли, каждый раз, падая, поднимаются на ноги и продолжают идти вперед, выламываясь, пусть и ненадолго, из клаустрофобического «инстаграмного» формата изображения.

Этот формат – блестящая находка Долана. Заключив изображение в квадрат, он создал ощущение тесноты, словно запер героев в клетку из их собственных комплексов, болезненных воспоминаний и страхов. Узкие границы подчеркивают неспособность людей гармонично встроиться в широкий мир, выйти за пределы личного пространства и по-настоящему сблизиться с кем бы то ни было.

Нельзя не отметить профессиональное мастерство оператора Андре Тюрпена, работавшего с Доланом на съемках его предыдущего фильма «Том на ферме». В рамках непривычного квадратного формата, когда в кадре нет места для случайных деталей, ему удалось создать безупречную картинку, каждый кадр которой способен стать достойной фотографией.

Отношения героев балансируют на грани патологии. Диана и Стив постоянно и как будто намеренно выводят друг друга из состояния равновесия, но сквозь практически не прекращающуюся истерику вдруг пробивается невыносимая, щемящая нежность. Дополнительные оттенки вносит в эти отношения Кайла, которая служит своеобразным буфером между матерью и сыном и при этом сама остро нуждается в их обществе. О ее прошлом почти ничего не известно, но по некоторым деталям можно предположить, что она не так давно потеряла сына, который к тому же внешне был похож на Стива. Именно поэтому она так близко к сердцу принимает все радости и горести случайных, казалось бы, соседей.

Крайняя эмоциональность этой истории достигается благодаря потрясающей, на разрыв аорты, игре актеров и в первую очередь актрис – исполнительниц главных ролей Энн Дорваль и Сюзанн Клеман. Обе они, как и исполнитель роли Стива Антуан-Оливье Пилон, уже не в первый раз встречаются с Доланом на съемочной площадке. Все трое играли в «И все же Лоранс», а Дорваль и Клеман снимались в самом первом фильме режиссера – «Я убил свою маму».

Фильм «Мамочка» не просто частная история. Это попытка понять, какие внутренние силы движут людьми, разрушая их и заставляя вновь собираться из осколков. И одной из мощнейших сил оказывается страх. Именно он толкает героев на самые безумные поступки. Именно он заставляет жертвовать собственными желаниями ради другого. Именно он смешивает в единый убийственный коктейль любовь и ярость, чувство вины и предательство.

(оригинал рецензии на сайте yarreg.ru)

Комментариев нет:

Отправить комментарий