Коллектор
Новый фильм Алексея Красовского – долгожданное событие для всех, кто ценит российское кино и радуется его успехам. Поскольку «Коллектор» – это определенно успех: об этом говорят оценки на сайтах IMDb и «Кинопоиск», отзывы зрителей и критиков, награды на «Кинотавре» и на фестивале в Карловых Варах. Но главное, конечно, не в оценках, а в том, что фильм действительно получился сильным, эмоциональным и глубоким.
Формально это триллер. Главный его герой – коллектор по имени Артур, который активно пользуется методами психологического давления для того, чтобы заставлять людей возвращать долги. Его методы зачастую жестоки и аморальны, но неизменно действенны. Привыкший загонять людей в угол, Артур сам попадает в ловушку. Скандальное видео, отправленное вдовой покончившего с собой мужчины, не только грозит коллектору потерей работы, но и создает угрозу для его жизни: вокруг офисного здания, превратившегося в крепость, собираются решительно настроенные мстители.
Кстати, что именно так разозлило общественность, зрители не узнают. Алексей Красовский работает довольно ловко: понимая, что зрительская фантазия способна создать такие ужасы, какие не снились ни одному сценаристу, он не показывают видео целиком, а лишь намекает на его содержание в диалогах. Так мы узнаем, что речь идет о грандиозном пожаре и что главный герой сделал нечто ужасное с пенсионером на глазах у ребят из детского сада. Запершись в своем офисе-башне, Артур пытается разобраться в ситуации и спасти свою репутацию.
На протяжении всего фильма в кадре присутствует лишь один человек. Остальные появляются только как голоса в телефоне или за дверью. Персонажей здесь довольно много, и у каждого – своя яркая индивидуальность. Но главное сокровище фильма, безусловно, центральный герой в исполнении Константина Хабенского. Без его энергетики, без тонких переливов эмоций и состояний души «Коллектор» был бы невозможен.
Такая форма заставляет предположить, что авторы фильма вдохновлялись вышедшей в 2013 году картиной «Лок», также построенной на великолепной игре одного актера (там это был Том Харди), чей герой на протяжении всего фильма исключительно по телефону пытался решить массу навалившихся на него проблем. На этом, впрочем, сходство заканчивается. Взяв за основу несколько формальных моментов (или придумав их параллельно с зарубежными коллегами), авторы «Коллектора» создали собственную историю, для которой этот прием подходит идеально.
Выбрав профессию для главного героя, Алексей Красовский определил изначальное отношение к нему зрителей. Соблазн представить Артура беспринципным злодеем, которому противостоит исковерканная горем страдающая душа, действительно велик. Но если бы все было так просто, фильм едва стоил бы просмотра. «Коллектор» хорош отсутствием черного и белого, сложностью и неоднозначностью характера главного героя, которому не чужды ни самоуверенность, ни угрызения совести. Оценивать его поступки и делать выводы зрителям предлагается самостоятельно.
Важно, что перед нами вовсе не история о том, как пылающая праведным гневом жертва мстит своему мучителю. Это драма о современном обществе. Точнее, о той его части, что мыслит исключительно категориями прибыли и успеха. Легко вписываются в эту картину и «несчастные» должники, под давлением Артура вынужденные расставаться со своими явно не последними миллионами. Место действия – офис с огромными окнами – оказывается символом тотального одиночества. Мира, где между людьми стоят невидимые стены и где каждый может разделить с другими радость, но всегда остается один на один со своей болью.
Однако не все безнадежно. Попытка спасти сбитую машиной собаку, несколько ничего не значащих телефонных разговоров, и Артур уже держит в руках спасительную нить и решается покинуть уютную клетку, что бы ни ждало там, за дверью.
(оригинал рецензии на сайте yarreg.ru)
Комментариев нет:
Отправить комментарий