Превосходство
С этим фильмом изначально связывались большие ожидания. Во-первых, главную роль в нем исполнил Джонни Депп. А во-вторых и, пожалуй, в-главных, это режиссерский дебют Уолли Пфистера, который двенадцать лет был оператором всех фильмов Кристофера Нолана – от «Бэтмена» и «Престижа» до «Начала». «Превосходство» этим ожиданиям в принципе соответствует. Правда, несмотря на название (в оригинале картина называется Transcendence), за их пределы не выходит.
С первых же кадров обращает на себя внимание подчеркнутая визуальность фильма. И речь не о красоте визуального ряда, а о его значимости. Нарочито замедленные упоительные виды природы чередуются с гораздо менее яркими, порой похожими на документальные съемками основных событий. Похоже, именно операторский талант Пфистера не позволил ему снять по-настоящему целостный и гармоничный фильм: визуальный ряд заметно превалирует над смысловым.
Взявшись за такую широкую и неоднозначную тему, как последствия создания искусственного разума, Пфистер сделал историю удивительно плоской и поверхностной. По сути, весь сюжет крутится вокруг вопроса: сводится ли самосознание человека к набору электрических импульсов в мозгу? К чему приведет оцифровка сознания человека – к благоденствию или к созданию монстра? Вопрос, безусловно, стоящий, но все-таки слишком затасканный. Опасность прогресса? Разумные машины, захватывающие мир? Где-то мы все это уже видели, и не раз. При этом какого-то оригинального ракурса этой темы фильм не показывает. А ведь варианты историй об искусственном разуме еще не исчерпаны (и взявшая в этом году сценарный «Оскар» «Она» – тому доказательство).
Выделяется из общего фона только любовная линия, которая действительно получилась весьма эмоциональной и яркой (не в последнюю очередь благодаря игре Ребекки Холл). Сама идея о том, что «бездушная» машина берет человечество под контроль не ради жажды власти, а ради воплощения чьей-то мечты, заставляет увидеть в мрачном технотриллере мелодраму.
Да, «Превосходство» – прежде всего сказка о любви. И то, что фильм, начинающийся как научная фантастика, постепенно перерастает в совершенно неправдоподобную (с технологической, а не с психологической точки зрения) сказку, вполне закономерно. Потому что вся эта история с оцифровкой сознания, все эти невероятные нанотехнологии и прочие удивительные открытия нужны лишь для того, чтобы показать, на какие грандиозные поступки способен влюбленный человек.
И трогательный (на грани приторности) финал картины не дает усомниться: перед нами действительно история о любви в декорациях глубокомысленного триллера об искусственном интеллекте.
(оригинал рецензии на сайте yarreg.ru)
Комментариев нет:
Отправить комментарий