пятница, 2 декабря 2016 г.

Превосходство (Transcendence)

Превосходство

С этим фильмом изначально связывались большие ожидания. Во-первых, главную роль в нем исполнил Джонни Депп. А во-вторых и, пожалуй, в-главных, это режиссерский дебют Уолли Пфистера, который двенадцать лет был оператором всех фильмов Кристофера Нолана – от «Бэтмена» и «Престижа» до «Начала». «Превосходство» этим ожиданиям в принципе соответствует. Правда, несмотря на название (в оригинале картина называется Transcendence), за их пределы не выходит.

С первых же кадров обращает на себя внимание подчеркнутая визуальность фильма. И речь не о красоте визуального ряда, а о его значимости. Нарочито замедленные упоительные виды природы чередуются с гораздо менее яркими, порой похожими на документальные съемками основных событий. Похоже, именно операторский талант Пфистера не позволил ему снять по-настоящему целостный и гармоничный фильм: визуальный ряд заметно превалирует над смысловым.

Сюжет картины донельзя прост. Гениальный ученый изобрел искусственный интеллект. Группа террористов пытается остановить его разработки, заявляя об опасности замены человека машиной, которая не умеет чувствовать. В результате они сами приближают то, с чем борются: попытка убить ученого приводит к тому, что его сознание загружают в компьютер, создав тем самым разумную машину, которая, стремясь к развитию, пытается подчинить себе все вокруг.

Взявшись за такую широкую и неоднозначную тему, как последствия создания искусственного разума, Пфистер сделал историю удивительно плоской и поверхностной. По сути, весь сюжет крутится вокруг вопроса: сводится ли самосознание человека к набору электрических импульсов в мозгу? К чему приведет оцифровка сознания человека – к благоденствию или к созданию монстра? Вопрос, безусловно, стоящий, но все-таки слишком затасканный. Опасность прогресса? Разумные машины, захватывающие мир? Где-то мы все это уже видели, и не раз. При этом какого-то оригинального ракурса этой темы фильм не показывает. А ведь варианты историй об искусственном разуме еще не исчерпаны (и взявшая в этом году сценарный «Оскар» «Она» – тому доказательство).

Выделяется из общего фона только любовная линия, которая действительно получилась весьма эмоциональной и яркой (не в последнюю очередь благодаря игре Ребекки Холл). Сама идея о том, что «бездушная» машина берет человечество под контроль не ради жажды власти, а ради воплощения чьей-то мечты, заставляет увидеть в мрачном технотриллере мелодраму.

Да, «Превосходство» – прежде всего сказка о любви. И то, что фильм, начинающийся как научная фантастика, постепенно перерастает в совершенно неправдоподобную (с технологической, а не с психологической точки зрения) сказку, вполне закономерно. Потому что вся эта история с оцифровкой сознания, все эти невероятные нанотехнологии и прочие удивительные открытия нужны лишь для того, чтобы показать, на какие грандиозные поступки способен влюбленный человек.

И трогательный (на грани приторности) финал картины не дает усомниться: перед нами действительно история о любви в декорациях глубокомысленного триллера об искусственном интеллекте.

(оригинал рецензии на сайте yarreg.ru)

Комментариев нет:

Отправить комментарий