среда, 2 ноября 2016 г.

"V" значит Вендетта (V for Vendetta)

Начнём, пожалуй.

Я хочу собрать здесь максимальное количество своих текстов о фильмах, а потому начну с самых первых опытов. Заодно, надеюсь, будет виден прогресс :) Итак, первую свою рецензию я написала весной 2009 года. Я училась на втором курсе универа, и в нашу программу включили кинорецензирование. На занятиях мы смотрели фильмы, а дома писали рецензии. И с первого же текста я почувствовала вкус к этому делу. Писала тщательно, обязательно пересматривая дома фильм и делая заметки... Ну и то, что за свои работы я получала в основном похвалы преподавателя, тоже, наверное, сыграло роль. Я поняла, что могу писать о кино. Более того - поняла, что хочу писать о кино.

Правда, для того, чтобы кино стало важной частью моей жизни, должно было пройти больше четырёх лет... Но об этом позже :) А пока - моя первая рецензия.

«V» значит Вендетта  
Vi Veri Veniversum Vivus Vici!

«V значит Вендетта» - дитя трёх стран: Великобритании, Германии и США. Он изначально рекламировался как фильм «от создателей «Матрицы», хотя для справедливости стоит отметить, что Ларри и Энди Вачовски начали работать над сценарием ещё в середине 90-х, задолго до создания трилогии. Находясь под впечатлением от такой классики жанра как экранизации Оруэлла («1984») и Брэдбери («451 градус по Фаренгейту») братья вместе со своим товарищем по «Матрице» (Джеймс МакТиг был вторым режиссёром всех трёх фильмов) создали антиутопию, предупреждающую обо всех ужасах тотального контроля и о не менее страшных последствиях в виде экстремистских актов, к которым он может привести.

Источником сюжета стал одноимённый комикс Алана Мура и Дэвида Ллойда. История, в общем-то, столь же проста, сколь ужасна. Приблизительно 2020 год. В Англии установился жесткий тоталитарный режим. Причём ладно бы он держался на некой идеологии – нет, единственная его опора – это страх людей перед правительством. «Представьте себе, что появился страшный вирус, и только вы знаете, как с ним бороться…» Эту идею использовал Адам Сатлер, чтобы получить абсолютную власть. Заражено метро, заражена школа, умирают тысячи людей. Никто и подумать не мог, что это дело рук человека, который просто хочет прийти к власти, победив вирус, созданный под его же руководством. И вот Сатлер у власти. Люди запуганы, за малейшее непослушание или даже за подозрение в нём можно навсегда оказаться в камере (и это в лучшем случае). Сам верховный канцлер напуган не многим меньше – он поселился в подземном бункере и даже со своими министрами общается только через видеосвязь… Действие фильма охватывает ровно год и начинается с пятого ноября – очередной годовщины «Порохового заговора» Гая Фокса. Именно в этот день даёт о себе знать V – герой-одиночка в маске, который проповедует свободу и призывает людей к бунту. Хотя люди для реализации его плана и не обязательны. Основная цель V – взрыв здания Парламента, к которому в течение года он спокойно подготовится и один.

Казалось бы, V обладает всеми признаками супергероя. Неуловимость (целый год почти в открытую готовить столь мощный теракт и при этом не быть пойманным не так-то просто), чётко сформулированная жизненная позиция (всё ради свободы!), пафос в речах и практически полная неуязвимость. Ну и маска, конечно, наличествует. Куда же герою без маски? Но при всём при этом назвать V типичным супергероем можно лишь с натяжкой, причём с очень большой. Мир спасает и для людей старается? Очень спорное утверждение, учитывая, что изначальная цель его действий – месть, а освобождение людей от гнёта тоталитаризма – побочный, так сказать, эффект. Неуязвимость? Да нет. Неуязвима Идея, а человека, её воплощающего, вполне можно убить, засадив в него несколько обойм. Конечно, он успеет перед смертью эффектно перерезать обидчиков и убить главного-преглавного злодея, но кровопотеря всё равно возьмёт своё, и «неуязвимый» герой, собрав остаток сил, доберётся к своей возлюбленной, чтобы умереть у неё на руках…

Пожалуй, этим V и привлекателен: при всей своей уверенности, при всех своих талантах он не идеальный герой, но человек, у которого своя судьба, свои недостатки, свои слабости. И сколько бы он ни повторял, что под маской не человек, а неуязвимая Идея, это не будет абсолютной правдой.

Кстати, о маске. Маска Гая Фокса – не просто способ спрятать обожженное и изуродованное лицо. Это символ Идеи, которую V перенял от одного из первых анархистов, больше четырёхсот лет назад пытавшегося взорвать здание Парламента, чтобы свергнуть Джеймса I, устроить хаос и таким образом возвести на престол нового монарха. Подобная цель и у V: разрушение старой системы власти, создание хаоса, который можно понимать как синоним свободы. И в связи с этим возникает ещё одно выгодное отличие V от Spider, Super, Bat и прочих «men-ов»: мы не увидим лица героя. Оно не имеет значения, потому что главное – не человек, а то, что он воплощает, за что он борется. V снимет маску только однажды – после того, как уйдёт Иви – в момент, когда почувствует, что кроме Идеи есть ещё что-то не менее важное, что есть Любовь… Но даже тогда никто не увидит лица. Освещение поставлено так, что вместо него видна только темнота, как будто и вовсе нет за маской человека.

Часто можно встретить мнение, что для Хьюго Уивинга роль V была самой простой (Ну чего тут сложного? За лицом следить не надо – произноси пафосные монологи, цитируй Шекспира, маши кинжалами и всё). Вот только едва ли это соответствует действительности. Лишенный одного из главных своих «инструментов» – мимики – актёр вынужден всю роль отыгрывать при помощи голоса, при помощи пластики. И при этом передавать не только действие, но и тончайшие грани эмоций. А между тем, не так-то просто быть выразительным, когда через узкие щели в маске видишь в лучшем случае живот партнёра. Но Уивинг блестяще справился со своей задачей. Режиссёр намеренно отказался от использования компьютерной графики или пластичных масок для изменения выражения лица героя. «Я знал, что, если нам удастся добиться нужного внешнего вида маски, - говорит МакТиг, - мы сможем с помощью голоса и пластики управлять ею посредством световых эффектов и игры Хьюго».

Нельзя не заметить, что в некоторых эпизодах действительно кажется, будто неподвижная фарфоровая маска меняет своё выражение. V говорит Иви об ужасных экспериментах Адама Сатлера – и на лице-маске явственно читается злость. Подвергнув девушку испытаниям и пыткам, V убеждается, что в ней больше нет страха смерти. Он встречает её выходящей из камеры, помогает «зафиксировать» состояние бесстрашия, преодолеть боль. И на «лице» - отеческая забота, нежность и сочувствие. Иви уходит из дома V, чтобы, может, никогда не вернутся. И в этот момент неподвижная фарфоровая маска выражает неподдельную боль…

Иви трудно назвать помощницей V. Скорее ученицей и последовательницей. На протяжении всего фильма Иви взрослеет, становится сильнее благодаря V. В начале – запуганная сирота, которая, по собственному признанию, «не может быть сильной». Зато в конце – бесстрашная и закалённая, «впитавшая» в себя свободный дух V. А вообще Иви везёт на знакомства с вольнодумцами. Взять хотя бы телеведущего Дитриха. Он не устраивает взрывов, он не призывает к бунту, но в противовес прессе, купленной и запуганной правительством, он записывает и пускает в эфир передачу, открыто высмеивающую канцлера Сатлера. В «…Вендетте» можно заметить несколько парных эпизодов, которые проводят некоторые параллели между героями. К примеру, сцена пробуждения Иви в доме V после того, как он спасает её от ареста на телестудии, и сцена, опять же, её пробуждения в доме Дитриха, когда она сбегает от V. Иви с удивлением обращает внимание, что оба мужчины одинаково готовят ей на завтрак яичницу. Вряд ли это намёк на то, что все вольнодумцы завтракают яичницей, но эпизод невольно заставляет сравнить V и Дитриха. Кстати, и сама обстановка в домах этих двух людей похожа. А вот ещё пара: арест родителей Иви (которые, к слову, тоже отличались революционной настроенностью) и арест Дитриха показаны идентично. В первом случае – напуганная девочка прячется под кроватью, но не может сдержать крик и тоже оказывается схвачена. Во втором – Иви, не менее напуганная, отчаянно закусывает кулак, чтобы не закричать…

Завораживает тщательно построенная атмосфера «…Вендетты». Практически всё действие (за исключением пары эпизодов) происходит ночью, что придаёт фильму мрачный колорит и открывает обширные возможности для световых эффектов. К примеру, в эпизоде, где V спасает Иви от служителей порядка, маска освещается отдельными частями, так что создаётся впечатление, будто «лицо» подвижно. Сильное впечатление производят лица и фигуры персонажей, высвечивающиеся из темноты – это позволяет четче расставлять акценты. В целом цветовая гамма фильма построена на контрасте: чернота ночи и ослепляющая пляска огня, холодный блеск клинков и красные росчерки крови… И самый контрастный эпизод – падение красных фишек домино, образующих букву «V» на чёрном фоне.

Вообще эта буква является лейтмотивом фильма наряду с цифрой пять. V неоднократно демонстрирует свой, если можно так сказать, «фирменный знак»: скрещивает клинки в форме «V», смертельно раненный, оставляет кровавый след на стене… И не даром в ночь на пятое ноября, за час до взрыва парламента стрелки часов, показывающих 11.05 складываются в латинскую «V». Пятая камера, обозначенная латинской буквой, кажется именной камерой V. Кроме того, девиз героя, взятый из «Фауста» представляет собой пять слов на «V»: «Vi Veri Veniversum Vivus Vici!», что в переводе означает «Силой истины я, живущий, завоевал Вселенную».

Несмотря на то, что «V значит Вендетта» - это экранизация комикса, фильм вышел весьма серьёзным. Драмы в нём гораздо больше, чем боевика. Сражения поставлены очень эффектно (плавные и четкие движения клинков V в финальной битве создают стойкое впечатление, что действие происходит «в матрице»), но это всего пара эпизодов за весь фильм. Взрывы тоже яркие и зрелищные, но и их немного. Остальное время – диалоги, размышления, расследование. В напряженную атмосферу вкрапляются весёлые и остроумные эпизоды. Например, умилительный вид V в фартуке, готовящего яичницу, или дерзкая передача Дитриха в стиле «Шоу Бенни Хилла» гармонично вплетаются в драматическую канву, усиливая впечатление. Каждая мелочь, каждая деталь фильма работает на общее впечатление, на общую идею. Цветовая гамма костюмов, каждый элемент того или иного интерьера, музыка, световые эффекты… В результате «V значит Вендетта» получился очень сильным, в первую очередь, эмоционально. Он многому учит, но без навязчивого дидактизма. Он позволяет зрителю бояться вместе с Иви и, как она, избавляться от страха. Он даёт надежду на свободу. В первую очередь, на возможность внутренней свободы. Это фильм о борьбе как с внешними, так и с внутренними цепями, а не просто очередной боевик о герое-одиночке. И уж конечно смело можно сказать, что при экранизации Мура не получилась мура.

(написано в апреле 2009)

Комментариев нет:

Отправить комментарий