День Кабирии
«Ночи Кабирии» оставляют двойственное впечатление. Когда начинаются титры, не знаешь, улыбаться или плакать. Улыбка на заплаканном лице героини не может не удивлять после всего, что зритель увидел в течение фильма…
Феллини знакомит нас с Кабирией в момент одной из её трагедий – человек, которого она любила, сбрасывает её в реку и убегает с деньгами «возлюбленной». Чудом выжившая Кабирия сначала производит впечатление исключительно отрицательное – истеричка, орущая на своих спасителей так, как будто это они едва её не утопили. А потом оказывается, что она ещё и проститутка… И вот тут неприязнь начинает спадать. Потому что перед нами, в сущности, несчастная женщина, искренняя, наивная и отчаянно надеющаяся найти свою любовь. Кабирия груба, Кабирия даже вульгарна, Кабирия запросто может затеять драку… Она вписывается в компанию своих «коллег», но при этом разительно отличается от них тем, что вся эта грубость – наносная, искусственная. Это своего рода броня для доброй, а потому беззащитной души.
Кабирия отчаянно хочет вырваться из этих тягостных для неё одиноких ночей: «Я продам дом! Я всё продам, я всё брошу к чертям! Я уеду!» Она хочет любить. И главное – она готова любить, безумно отдавая этому чувству всю себя. Она верит в сказки, верит, что и с ней случится чудо. А чудо всё не случается. Феллини последовательно показывает несостоятельность иллюзий Кабирии. Её бескорыстная самоотдача в любви не только остаётся без вознаграждения, но и едва не стоит ей жизни. Знакомство с известным актёром тоже не приносит радости – после почти дружеского разговора женщине приходится ночевать в ванной, пока звезда бурно мирится со своей капризной возлюбленной…
Опасаясь доверять людям, Кабирия открывается перед Богом, с искренними слезами молит Мадонну изменить её жизнь. Среди бешеной толпы она кажется единственным искренним человеком, и верится, что её мольбы будут услышаны. Но Кабирию подстерегает самый сильный удар. Ей встречается бухгалтер Оскар – ангельски добрый, понимающий и идеальный во всех отношениях человек. Который через две недели после знакомства признаётся Кабирии в любви и предлагает пожениться. Ещё через две недели. Почему героиня так легко и непринуждённо второй раз наступает на те же самые грабли? «Какая же я дура! – кричала она, сжигая фотографии и вещи Джорджио. – Этого больше не повторится! Никогда!» Но у неё ведь даже сомнения не возникает в искренности Оскара. Возможно, как раз из-за того, что после проникновенного обращения к Мадонне Кабирия с наивностью ребёнка ждёт божественного дара? А может, она по своей природе не умеет быть подозрительной и расчетливой? Как бы там ни било, счастью женщины нет предела. Она продаёт дом, она полностью доверяется Оскару, не замечая, что с каждой минутой жених становится всё мрачнее… А зритель замечает и уже предчувствует катастрофу. «Ангел» Оскар оказывается таким же мошенником, как тот, первый, чьи пятки мелькали нам в начале фильма. И в конце в кадре мелькают уже пятки Оскара. Вот только убить Кабирию после всего, что о ней узнал, он уже не может.
Повергает в оцепенение страшный контраст. Вот – сияющая от счастья Кабирия возвещает: «Кто-то на земле меня любит!». А вот, почти сразу же – она извивается в пыли у обрыва и с безумием боли в глазах молит об одном: «Убей!». Кажется, что жизнь кончилась и «ночи» слились в одну непроницаемую Ночь. Но вот Кабирия поднимается с земли, шатаясь, выходит на дорогу. Вокруг неё – улыбающиеся люди. Живые люди. И она словно заражается этой жизнью. Слёзы всё ещё блестят в глазах, смывают с лица выражение безысходности, и сквозь них проявляется робкая улыбка, предвещающая новый День – тот, в котором Кабирия наконец не будет одинока. Ведь недаром она верит, что в мире есть справедливость и что после всех страданий к каждому приходит его звёздный час.
Однако если даже сам Феллини говорил, что и после окончания фильма не перестаёт беспокоиться за свою героиню, то как же может не беспокоиться тронутый зритель? Ведь, по большому счету, неизвестно, что будет дальше. Кабирия снова одна – без денег, без жилья. Единственное, что у неё осталось – надежда и способность улыбаться. Изменится ли она? Вряд ли. Она не оставит поиски, несмотря на риск снова обжечься. Потому что любовь и вера в то, что ты кому-то нужен, стоят того, чтобы ради них рисковать. Кабирия, с её бессмертным оптимизмом, вновь готова поверить иллюзиям. А что, в сущности, у нас есть, кроме них?
(написано в мае 2009)
Комментариев нет:
Отправить комментарий