четверг, 10 ноября 2016 г.

Ночи Кабирии (Le notti di Cabiria)

Ночи Кабирии


День Кабирии

«Ночи Кабирии» оставляют двойственное впечатление. Когда начинаются титры, не знаешь, улыбаться или плакать. Улыбка на заплаканном лице героини не может не удивлять после всего, что зритель увидел в течение фильма…

Феллини знакомит нас с Кабирией в момент одной из её трагедий – человек, которого она любила, сбрасывает её в реку и убегает с деньгами «возлюбленной». Чудом выжившая Кабирия сначала производит впечатление исключительно отрицательное – истеричка, орущая на своих спасителей так, как будто это они едва её не утопили. А потом оказывается, что она ещё и проститутка… И вот тут неприязнь начинает спадать. Потому что перед нами, в сущности, несчастная женщина, искренняя, наивная и отчаянно надеющаяся найти свою любовь. Кабирия груба, Кабирия даже вульгарна, Кабирия запросто может затеять драку… Она вписывается в компанию своих «коллег», но при этом разительно отличается от них тем, что вся эта грубость – наносная, искусственная. Это своего рода броня для доброй, а потому беззащитной души.


Кабирия отчаянно хочет вырваться из этих тягостных для неё одиноких ночей: «Я продам дом! Я всё продам, я всё брошу к чертям! Я уеду!» Она хочет любить. И главное – она готова любить, безумно отдавая этому чувству всю себя. Она верит в сказки, верит, что и с ней случится чудо. А чудо всё не случается. Феллини последовательно показывает несостоятельность иллюзий Кабирии. Её бескорыстная самоотдача в любви не только остаётся без вознаграждения, но и едва не стоит ей жизни. Знакомство с известным актёром тоже не приносит радости – после почти дружеского разговора женщине приходится ночевать в ванной, пока звезда бурно мирится со своей капризной возлюбленной…

Опасаясь доверять людям, Кабирия открывается перед Богом, с искренними слезами молит Мадонну изменить её жизнь. Среди бешеной толпы она кажется единственным искренним человеком, и верится, что её мольбы будут услышаны. Но Кабирию подстерегает самый сильный удар. Ей встречается бухгалтер Оскар – ангельски добрый, понимающий и идеальный во всех отношениях человек. Который через две недели после знакомства признаётся Кабирии в любви и предлагает пожениться. Ещё через две недели. Почему героиня так легко и непринуждённо второй раз наступает на те же самые грабли? «Какая же я дура! – кричала она, сжигая фотографии и вещи Джорджио. – Этого больше не повторится! Никогда!» Но у неё ведь даже сомнения не возникает в искренности Оскара. Возможно, как раз из-за того, что после проникновенного обращения к Мадонне Кабирия с наивностью ребёнка ждёт божественного дара? А может, она по своей природе не умеет быть подозрительной и расчетливой? Как бы там ни било, счастью женщины нет предела. Она продаёт дом, она полностью доверяется Оскару, не замечая, что с каждой минутой жених становится всё мрачнее… А зритель замечает и уже предчувствует катастрофу. «Ангел» Оскар оказывается таким же мошенником, как тот, первый, чьи пятки мелькали нам в начале фильма. И в конце в кадре мелькают уже пятки Оскара. Вот только убить Кабирию после всего, что о ней узнал, он уже не может.

Повергает в оцепенение страшный контраст. Вот – сияющая от счастья Кабирия возвещает: «Кто-то на земле меня любит!». А вот, почти сразу же – она извивается в пыли у обрыва и с безумием боли в глазах молит об одном: «Убей!». Кажется, что жизнь кончилась и «ночи» слились в одну непроницаемую Ночь. Но вот Кабирия поднимается с земли, шатаясь, выходит на дорогу. Вокруг неё – улыбающиеся люди. Живые люди. И она словно заражается этой жизнью. Слёзы всё ещё блестят в глазах, смывают с лица выражение безысходности, и сквозь них проявляется робкая улыбка, предвещающая новый День – тот, в котором Кабирия наконец не будет одинока. Ведь недаром она верит, что в мире есть справедливость и что после всех страданий к каждому приходит его звёздный час.

Однако если даже сам Феллини говорил, что и после окончания фильма не перестаёт беспокоиться за свою героиню, то как же может не беспокоиться тронутый зритель? Ведь, по большому счету, неизвестно, что будет дальше. Кабирия снова одна – без денег, без жилья. Единственное, что у неё осталось – надежда и способность улыбаться. Изменится ли она? Вряд ли. Она не оставит поиски, несмотря на риск снова обжечься. Потому что любовь и вера в то, что ты кому-то нужен, стоят того, чтобы ради них рисковать. Кабирия, с её бессмертным оптимизмом, вновь готова поверить иллюзиям. А что, в сущности, у нас есть, кроме них?

(написано в мае 2009)

Комментариев нет:

Отправить комментарий