Осенью 2013 года я неожиданно перечитала свои старые рецензии и поняла, что по-прежнему хочу писать о кино. Я стала чаще посещать кинотеатры и пытаться формулировать впечатления в ЖЖ. А в начале ноября написала рецензию на "Игру Эндера" - фильм, которого очень долго ждала и который, несмотря на опасения, оказался очень хорошим. Этот текст стал моей первой публикацией на Кинопоиске.
Игра Эндера
Не игра Эндера
А что, если они телепаты? Что, если они кричат нам?
Эндер
«Игра Эндера» — наглядный пример того, что при экранизации книги иногда нужно пожертвовать отдельными сюжетными линиями, отказаться от ряда идей, чтобы сохранить самое важное. Переложение на киноязык насыщенного событиями и мыслями романа Орсона Скотта Карда изначально было непростой задачей. Достаточно сказать, что работа над сценарием длилась больше десяти лет.
В экранизации под нож пошла вся политика — от объяснения системы управления земными державами до общественно-политического эксперимента Валентины и Питера. Присутствие брата и сестры Эндера вообще сведено к минимуму, что огорчает многих поклонников романа, хотя и не нарушает целостности фильма.
Упрощены в экранизации и отношения между главным героем и полковником Граффом. Из них исчезла двойственность. Графф не сочувствует Эндеру: разве стоит сочувствовать оружию? Из эмоций остались только гордость (ведь гениальный полководец во многом создан стараниями полковника) и восхищение.
Сократить пришлось и время пребывания Эндера в школе, и количество тренировочных боев. Ритм у фильма получился немного рваным, но, к чести сценаристов, при таком количестве вырезанных фрагментов, все логические связи остались на месте.
Что же осталось от книги?
Остался вопрос о границе между игрой и реальностью.
Осталась трагедия отношений двух цивилизаций, которые не могут жить в мире только из-за принципиальных различий в способах коммуникации и, соответственно, невозможности услышать и понять друг друга.
Остался вопрос ответственности. Имеешь ли ты право поддаться слабости и сдаться, когда знаешь, что именно твой отказ от борьбы может привести к гибели человечества? И при этом — насколько оправдан упреждающий удар, когда враг не проявляет агрессии?
Остался самый тяжелый для Эндера вопрос: как не стать убийцей в мире, где от тебя требуют жестокости? И где грань между необходимой жестокостью и желанием причинить боль?
Актер на роль Эндера подобран идеально. Эйса Баттерфилд умудрился справиться с ролью уверенного в своих силах командира, оставшись при этом ребенком. Сцены финального боя, переход от торжества победившего в игре парня к разочарованию и отчаянию вынужденного убийцы отыграны убедительно и трогают до слез.
Удачным оказался и подбор актеров на роли друзей Эндера. Герои узнаваемы, и даже если, читая роман, вы представляли их иначе, уже через несколько минут становится понятно, что это именно те ребята, которых описывал Орсон Скотт Кард. И это очень кстати, поскольку экранного времени соратникам главного героя уделено непростительно мало.
На высоте не только подбор актеров и сценарий, но и операторская работа. Особенно приятно, что идею относительности системы координат в невесомости в фильме подали не только на уровне диалогов, но и на уровне съемки. Чего стоит только движение камеры в момент, когда Эндер и Петра приходят тренироваться в боевую комнату! Кажется, что герои, стоящие у входа, действительно меняют положение в пространстве.
Словом, «Игру Эндера» определенно стоит смотреть. И не покупаться на ярлык «подростковая фантастика», который наклеили на фильм некоторые критики. Это история для любого возраста. И, пожалуй, для взрослых всё-таки больше, чем для детей.
(оригинал рецензии на сайте Кинопоиск)
Комментариев нет:
Отправить комментарий