Годзилла
Новый фильм о вышедшем из моря радиоактивном монстре сняли как раз к юбилею: впервые Годзилла появился на экранах в 1954 году, ровно 60 лет назад. Однако можно ли считать картину удачным подарком на юбилей, вопрос спорный. Во время съемок авторы давали немало обещаний, убеждали в том, что картина действительно будет ярким и интересным событием. Но не все эти обещания были выполнены.
Немало разговоров было о том, что особое внимание в фильме будет уделено характерам персонажей и сложным отношениям героев. И в этом смысле начало картины выглядит достойно: ученый, потерявший жену в странной аварии, причины которой тщательно скрываются государством; его сын Форд, живущий с семьей в США и пытающийся забыть о прошлом. Судьба сталкивает их в момент, когда завеса тайны над давними событиями приподнимается и начинают происходить жуткие события, которые, вероятно, должны сплотить героев и снова сделать их одной семьей… Но нет. Как только на экране появляются монстры, все человеческие отношения отходят на второй план.
Но эти герои хотя бы оказывают некоторое влияние на сюжет. Чего нельзя сказать о массе других персонажей, которые появляются в картине и исчезают, не сделав совершенно ничего. Это и солдат, с которым у Форда начинают завязываться дружеские отношения, и встретившийся в поезде мальчик, которому герой дарит своего старого игрушечного солдатика… Даже жена и сын Форда не играют совершенно никакой роли. Мальчик абсолютно флегматичен и равнодушен к происходящему, а его мать только и делает, что ждет мужа и переживает. Неужели для медсестры в столь тяжелое время не нашлось более достойного занятия? Да и ждет она как-то странно: отключает звук у сотового телефона и даже не прослушивает автоответчик.
Поведение героев вообще зачастую необъяснимо. Увозить детей и тяжелобольных пациентов больницы за город и перегородить дорогу автобусам, не давая им уехать с моста, который могут разрушить в любой момент. Лететь на истребителях туда, где находятся существа, в присутствии которых вырубается вся электроника. Зачем? А чтобы эти истребители красиво падали в пролив. Отвлекать питающихся радиацией монстров от городов, но забыть отвлечь их от ядерной боеголовки, которую на поезде везут через ненадежный мост. Сидеть в офисах, когда в городе дерутся гигантские монстры.
Вообще, монстры в фильме гораздо человечнее людей. Их цели просты и понятны, их действия осмысленны и логичны. Сцена, в которой самец передает самке ядерную боеголовку, весьма романтична. Пробирает до дрожи рык-стон самки, увидевшей свое уничтоженное потомство. Сам Годзилла вызывает симпатию, поскольку является едва ли не единственным персонажем, который спокойно и без суеты делает свое дело.
Кстати, о Годзилле. Это определенно главная сильная сторона фильма. Он прекрасен, он могуч, он величествен. Он спасает беспомощное человечество. Кстати, не в первый раз. За 60 лет Годзилла неоднократно вставал на защиту людей, сражаясь с самыми разными монстрами. Чувствуется, что фильм снимал фанат этого персонажа. Правда, не очень ясно, почему Годзилла сразу не убил своих соперников (судя по всему, у него была такая возможность). Видимо, для того, чтобы устроить грандиозные разрушения, которые действительно сняты весьма эффектно.
Словом, если бы фильм был в большей степени про Годзиллу, он был бы гораздо лучше. Тем более что тема опасности ядерного оружия, которая должна была стать основной, остается нераскрытой. Радиоактивные твари дерутся в городе, недалеко от берегов Сан-Франциско взрывается бомба, по мощности превосходящая все ранее существовавшие… И это не приводит ни к каким последствиям – все разрушения и жертвы исключительно на совести сражающихся тварей.
Момент взрыва бомбы, который, очевидно, должен был стать кульминацией фильма, катастрофически смазан. Создается впечатление, что бомба просто рассосалась, не причинив никакого вреда ни городу, ни даже вертолету, который в последний момент прилетает спасти лейтенанта-сапера. И это как-то не очень соотносится с заявленной антимилитаристской темой. Здесь даже шаблонный и набивший оскомину ход с обезвреживанием бомбы в последнюю секунду выглядел бы логичнее.
По сути, основная мысль фильма сводится к полному бессилию человечества. Что бы ни делали герои «Годзиллы», это либо приводит к катастрофе, либо не приводит ни к чему. За редким исключением. Видимо, такова уж человеческая природа. Может, это и справедливо, но как-то обидно. Зато хеппи-энд, воссоединение семьи и Годзилла – герой, уходящий в океан, чтобы вернуться, когда миру снова будет грозить опасность.
(оригинал рецензии на сайте yarreg.ru)
Комментариев нет:
Отправить комментарий