вторник, 29 ноября 2016 г.

Дивергент (Divergent)

Дивергент

Если говорить об очередном фильме о подростках в тоталитарном обществе, невозможно избежать сравнений с «Голодными играми». Тем более когда речь идет о проекте той же кинокомпании. «Дивергент» чуть менее жесток (все-таки построенная в нем общественная система не предполагает ежегодных человеческих жертвоприношений) и чуть более романтичен. При этом круг вопросов, которые ставит новый фильм, заметно отличается от проблематики «Голодных игр», которые посвящены в основном борьбе с жестокой и несправедливой тоталитарной системой.

Итак, действие происходит в Чикаго, жители которого чудом выжили после жуткой войны. Город обнесен стеной, а люди разделены на пять фракций, отвечающих за определенные виды деятельности, каждый из которых связан с определенной чертой характера. Свое место человек выбирает один раз и на всю жизнь. Можно уйти из фракции, к которой принадлежит твоя семья, но, поскольку «фракция выше крови», это решение означает расставание с родными.

Разоблачить такую систему общества проще простого, ведь она сама разваливается на части буквально с первых минут фильма. Описанные общественные порядки вызывают столько вопросов, что за сюжетом следить как-то забываешь. Благо в начале фильма не происходит ничего, что не было бы известно из трейлера.

Центральная идея «Дивергента» о том, что можно быть одновременно сильным, умным, дружелюбным и каким угодно еще, очевидна настолько, что доказательства не требует. В первую очередь потому, что в реальном мире «дивергентность» – явление совершенно естественное, и в одном человеке, как правило, сочетается множество добродетелей и пороков. Так что поверить в необходимость разрушения существующей системы легко.

Гораздо сложнее поверить в то, что эта система в принципе могла возникнуть и укрепиться. Не говоря уже о том, что необходимые обществу профессии не ограничиваются пятью сферами. Кто-то должен обеспечивать работу электростанций и прочей инфраструктуры, заниматься строительством, собирать компьютеры, в конце концов. В рассказанной истории, однако, все это работает как будто само по себе. Подобное упрощение простительно для «Гарри Поттера», который начинался как детское произведение, но никак не для подростковой фантастики, претендующей на постановку серьезных социальных проблем.

Впрочем, если забыть о правдоподобии, фильм выглядит довольно неплохо. Это в первую очередь история взросления и обретения себя, со всеми сопутствующими проблемами: отказ от привычного и понятного пути, которого желают для тебя родители, проблема выбора, который определит твою будущую жизнь, и ответственности за этот выбор. И, конечно, первая любовь. Куда без нее?

В качестве злодеев в «Дивергенте» выступает руководство фракции эрудитов. Люди, для которых превыше всего логика, уверены, что управлять обществом должны именно они. И это заявление, надо признать, не лишено здравого смысла. Все-таки для управления государством, пусть даже таким крохотным, нужно нечто большее, чем доброта. Даже странно, что тихие безответные «отреченные» не были свергнуты ловкими манипуляторами-эрудитами раньше.

Умный и хитрый противник делает конфликт интересным. Это уже не «игра в войнушку». Это противостояние физической силы и разума. И, естественно, победа достанется тому, в ком эти качества гармонично сочетаются.

(оригинал рецензии на сайте yarreg.ru)

Комментариев нет:

Отправить комментарий