Лекарь: Ученик Авиценны
Ода науке
Основываясь на романе Ноя Гордона, немец Филипп
Штёльцль снял великолепный фильм о служении человечеству, о развитии
медицины, да и науки в целом.
Потрясённый смертью матери и оставшийся один на один со своим горем Роб Коул напрашивается в помощники к странствующему брадобрею, одновременно занимающемуся врачеванием. Действие происходит в Англии XI века — стране почти варварской, где умение выдирать зубы и вправлять суставы считается едва ли не колдовством.
Барбер, блистательно сыгранный Стелланом Скарсгардом, привязывается к ясноглазому мальчишке и обучает его своему мастерству. Но знания брадобрея невелики, а стремление Роба к исследованию нового безгранично. Мечтая узнать, можно ли было спасти его мать, юный лекарь впервые начинает задумываться о том, что для исследования человеческого тела можно использовать трупы.
История о запретной любви, которая начинается как раз во время путешествия Роба в Персию, красива, но не способна отвлечь от главного. Потому что это фильм совсем о другой любви — к людям и к знаниям. На примере Роба Коула авторы говорят о том, какую цену порой платят учёные за своё стремление открыть тайны мироздания.
Одержимый жаждой знаний, Роб черпает их из всех доступных источников, будь то наполовину шарлатанский опыт странствующего брадобрея, или книги учёных, потративших на изучение медицины свою жизнь, или же собственные тайные опыты, которые не только религиозным фанатикам, но даже учёным кажутся недопустимыми. При этом «Лекарь» отчётливо расставляет акценты, говоря о том, что науке противится вовсе не Бог. Ей противятся люди, которые боятся непонятного и не готовы принять новое.
Фильм раскрывает глобальный принцип развития науки: её всегда двигают вперёд те, кто готов выйти за рамки уже известных и общепринятых представлений. Те, кому не даёт покоя любопытство. Люди, имеющие смелость зайти дальше своих предшественников. И это развитие выражено в трёх образах врачевателей, действующих в фильме. Есть Барбер, в основном опирающийся на уже существующие представления о медицине и не стремящийся развивать своё ремесло (он даже текст своего обращения к жителям городов не меняет годами). Есть Авиценна, достигший небывалых высот в теории и практике медицины и восхищающийся непознаваемостью мира. Но и у его исследований есть свой предел: лекарь не может решиться на вскрытие человеческого тела. Он одновременно осуждает Роба и восхищается им, при первой возможности начиная расспрашивать ученика о его наблюдениях. Однако открытия молодого медика подводят черту под научными изысканиями Авиценны, поскольку требуют глобального пересмотра подходов к лечению. «Я слишком стар, чтобы начинать всё сначала».
Сам сюжет фильма достаточно драматичен: спор медицины и религии, противостояние стремящихся к науке иудеев и жестко противостоящих «колдовству» мусульман. Борьба за человеческие жизни происходит на фоне политических сражений и интриг.
Но не менее значимое достоинство фильма — удачный подбор актёров. Том Пейн очень органичен в роли Роба Коула, а Бен Кингсли идеально вписался в роль учителя — одновременно уравновешенного и страстного.
Отдельного внимания заслуживают сами съёмки. «Лекарь» — замечательный пример того, что натурализм не раздражает, если присутствует лишь там, где необходим.
Хорош и финал фильма, который гармонично завершает историю и после пережитой грусти не может не вызвать улыбку.
9 баллов — только из-за второстепенного персонажа, который появляется лишь для того, чтобы пафосно умереть, и из-за девочки, которая в какой-то момент просто исчезает из сюжета.
(оригинал рецензии на сайте Кинопоиск)
Комментариев нет:
Отправить комментарий