суббота, 26 ноября 2016 г.

Воровка книг (The Book Thief)

Воровка книг

С первых же кадров экранизация одноимённого романа Маркуса Зузака поражает своей красотой. Белые-белые облака, безграничный снежный пейзаж перечёркивается чёрной линией рельсов, по которым идёт поезд. Пышными, густыми, почти осязаемыми клубами из трубы валит пар…

Эта красота тем более удивительна, что фильм — о смерти. Не в первую, но и не в последнюю очередь. Смерть здесь облагорожена, она не выглядит страшной и уродливой, но от этого не перестаёт быть смертью.

Вслед за автором книги сценаристы выбирают оригинальный способ повествования — историю Лизель Мемингер, которую мать-коммунистка вынуждена была отдать приёмной немецкой семье, зрителю рассказывает Смерть. Действие фильма происходит в то время, когда у него (в английском языке и, следовательно, в фильме Смерть мужского рода) было очень много работы. Период с 1939 до 1945 года стал тяжелым для всего мира. Для Смерти такие времена привычны. Ему знакомы и этот ужас, и эта безрассудная животная жестокость и жажда битвы. И он знает, чем всё это заканчивается. «Люди бегут навстречу врагу, не понимая, что на самом деле они бегут навстречу мне»…

Смотреть и читать созданные в Германии истории о Второй мировой войне всегда интересно. Эти книги и фильмы позволяют видеть ситуацию под разными углами. Они показывают, например, как политика Гитлера высвечивала человеческие характеры. Людям пришлось сделать выбор. Одни приняли наиболее удобную линию поведения, другие пытались бороться, но оказались в меньшинстве, третьим пришлось балансировать на грани между выживанием и человечностью.

В такую семью и попадает Лизель Мемингер. Ганс и Роза Хуберманы стараются соблюдать установившийся в Германии закон. Однако это не мешает им, несмотря на страх, прятать в своём подвале молодого еврея Макса. Главная трагедия в том, что война ударяет по всем — независимо от того, какую сторону ты занимаешь.

«Воровку книг» не назовёшь динамичной. Несмотря на все драматические события, история развивается в спокойном темпе. В ней едва ли можно найти ярко выраженную кульминацию или выделить основную сюжетную линию. Это просто рассказ о формировании отношений девочки с миром. На протяжении всего фильма Лизель учится складывать слова, понимать их и делать выводы. Неторопливость сюжета компенсируется качеством визуального исполнения. Фильм словно создан для того, чтобы его разглядывать. Огромное количество деталей приковывает взгляд — продуманные до мелочей интерьеры, разнообразная посуда, вышивки на кухонных полотенцах, подушках, одежде, яркая гармоника, вывески на зданиях… Всё это делает пространство фильма необыкновенно уютным.

Книги могли бы стать главными героями картины, если бы им было уделено чуть больше внимания. Зритель практически ничего не узнаёт о том, что именно читает Лизель, однако через всю историю красной нитью проходит мысль об огромной значимости слова. Ведь что, если не слово, помогло Гитлеру завоевать умы тысяч людей? И что, если не опасные слова, его сторонники пытаются уничтожить, сжигая книги на площадях? Огромный костёр, в котором сгорают книги, невозможно выбросить из памяти. Это, пожалуй, самый яркий пример сочетания ужасного по своей сути действия и невероятной красоты, с которой оно показано.

Авторы «Воровки книг» создали достойную экранизацию, очень аккуратно перенеся первоисточник на экран. Конечно, при создании сценария некоторые детали пропали: в фильме нет истории отношений Хуберманов со своими родными детьми, побледнели взаимоотношения Лизель и жены бургомистра, да и мотивы, побуждающие Лизель к воровству, авторы сценария постарались облагородить. Впрочем, на целостность истории это не влияет. Просто делает её чуть менее многогранной.

(оригинал рецензии на сайте Кинопоиск)

Комментариев нет:

Отправить комментарий