четверг, 17 ноября 2016 г.

Географ глобус пропил

События развивались довольно быстро. Уже через неделю после премьеры «Игры Эндера» я задумалась: как было бы здорово иметь не просто профиль на Кинопоиске, но собственную киноколонку… Я же всё-таки журналист :) На тот момент я была корреспондентом сайта yarreg.ru, и после написания новостных заметок у меня оставалось некоторое количество времени и энергии. Идеальная ситуация, чтобы начать что-то новое. Вот я и предложила ввести рубрику кинорецензий. И даже не особо надеялась на согласие редактора. Какова же была моя радость, когда я его получила! :) С тех пор больше года каждую неделю писала рецензии на только что вышедшие в российский прокат фильмы. Потом, правда, обстоятельства изменились, и выдерживать этот график стало проблематично. Но я до сих пор пытаюсь его восстановить :)

А первой моей рецензией в СМИ стал вот этот текст:

Географ глобус пропил


История о поиске и любви

«Географ глобус пропил» стал, пожалуй, самым обсуждаемым фильмом осени. Дома, на работе, в поликлинике, в книжном магазине — везде слышишь это название. Я уже не говорю о социальных сетях. Кто-то уже сходил, хвалит и советует другим. Кто-то ещё только собирается посмотреть. Экранизация довольно известного романа Алексея Иванова не оставляет равнодушным никого.

Фильм вызывает сильные эмоции с первых минут. И эмоции эти отнюдь не положительные. Фильм раздражает. И мужиком, нестройно поющим в электричке песню Кипелова, и героем, который отказывается оплачивать проезд и лезет в драку с контролерами, а после сразу же идет в ларек за пивом… Атмосфера в семье у Виктора Служкина тоже напряженная. Он пьет и не может долго удержаться на одной работе. Жена Надя постоянно нервничает, периодически впадает в истерику и начинает швыряться посудой. Совершенно непонятно, кто кого довел до этого состояния, но очевидно, что герои попали в какой-то замкнутый круг, в котором тяжело находиться им обоим.

Сначала долго не можешь понять, кому из героев симпатизировать. Вообще «положительных» персонажей здесь, пожалуй, нет. Главный герой начитан, романтичен и обаятелен, но при этом довольно слабохарактерен и половину фильма пьян. Его жена измучена бытом и бывает добра только к соседу и другу Служкина Будкину, соблазняющему всех женщин, которые встречаются на его пути. Школьники шумны, агрессивны и неконтролируемы вплоть до финального похода, который, кажется, на шаг приближает их к взрослению. Выделяется из общей массы девочка Маша, которая во время общего буйства закрывает уши ладонями и садится читать учебник. Впрочем, и она в итоге отказывается от своей «взрослой» привязанности к учителю и возвращается к ревнивому однокласснику, которого, по её же словам, вовсе не любит. В придачу к этому вокруг Служкина оказывается немало женщин, которые стремятся унять любовные страдания, пригласив в свою постель «несчастного» географа.

Да, раздражает. Но вдруг понимаешь, что причина этого раздражения в том, что герои настоящие, живые. Искусственные персонажи так не задевают. Ты узнаёшь в них черты окружающих людей и оцениваешь происходящее не как действие фильма, а как события реальной жизни. И, даже не ассоциируя себя с кем-то из героев, ты веришь им, ты понимаешь их, а от понимания до сочувствия лишь полшага.

Жаль, что при экранизации потерялось множество ярких, переливчатых диалогов, которыми пестрит роман Иванова. Но, несмотря на это, фильм вышел достаточно светлым и искренним. Где-то грустным, где-то смешным, где-то трогательным. Несмотря на то, что многое здесь крутится вокруг секса и выпивки, истории удалось избежать пошлости. Отношения Служкина с десятиклассницей Машей показаны очень тонко. Сцена признания трогательна, печальна и при этом очень правильна.

Один из основных недостатков фильма — возраст главного героя. Ему явно под сорок (книжному персонажу меньше тридцати), и это немного меняет акценты, делает менее убедительным отношение к Служкину школьников, да и все описанные события в этом ракурсе выглядят более печально. Герой приобретает некоторую окончательность. Это уже не молодой человек, чей непрерывный поиск своего места в жизни рано или поздно может завершиться удачей. Это мужчина, чья жизнь уже сложилась определенным образом, человек, который едва ли выберется из накатанной колеи. Впрочем, вот парадокс: Константин Хабенский в роли Служкина — это и несомненная находка. Трудно представить другого актёра, который так же хорошо справился бы с этим персонажем.

Авторам картины удалось рассказать историю о жизни: не плохой и не хорошей — такой, какая есть. О том, что человеку трудно заслужить уважение, но еще труднее найти понимание. Об одиночестве и о бесконечном поиске, в котором находится человек. О любви к скромному русскому городу, к окружающей его природе, к малой родине, какой бы она ни была. О любви к женщинам, которая вовсе не сводится к плотскому влечению. О любви к людям и к целому миру. Такому глупому и несправедливому, но единственному, который у нас есть.

(оригинал рецензии на сайте yarreg.ru)

Комментариев нет:

Отправить комментарий