среда, 30 ноября 2016 г.

Голгофа (Calvary)

Голгофа

«Голгофа» — фильм, потрясающий своей неоднозначностью. На множество поставленных им вопросов нет ответов, но поставлены они так, что не задуматься невозможно. Фильм долго не отпускает, заставляя смотреть на рассказанную историю с разных сторон. Всё дело в том, что при кажущейся простоте морали не так-то легко понять, как относиться к действиям главного героя и как к ним относится сам режиссер. Ощущение довольно редкое для современного кинематографа.

Так в чём же дело? Казалось бы, всё просто. К отцу Джеймсу на исповедь приходит мужчина, который обещает убить его без всякой логичной причины, отомстив за чужой грех. У пастора есть неделя на то, чтобы разобраться с земными делами. Не выдавая собеседника, которого он узнал по голосу, отец Джеймс продолжает жить обычной жизнью, общаться с прихожанами и пытаться наставить их на верный путь. Однако это непросто, поскольку все жители маленького ирландского городка прочно погрязли в грехах. В итоге священник восходит на свою Голгофу, не пытаясь избежать своей участи и добровольно отправляясь на встречу с убийцей.

Аллюзии просты, моральный посыл прозрачен, параллель с Христом очевидна. Слишком очевидна, чтобы содержать основной смысл фильма. Эти мысли начинают возникать после того, как в разговоре отца Джеймса с дочерью упоминается японский писатель, составивший список великих самоубийц и назвавший главным из них Христа. Может ли священник не понимать, что, умалчивая о грозящей ему опасности, он, по сути, тоже совершает самоубийство? Может ли он после этого разговора никак не ассоциировать себя с Христом? Не является ли мотивом его выбора «гордыня праведника», который осознанно выбирает свой путь к мучениям и гибели?

Все эти вопросы возникают, когда видишь отношение Джеймса к другим жителям города. Это возрастающее отвращение, которое он испытывает к ним — грешным, агрессивным, прикрывающим свои пороки витиеватыми цитатами из книг. Надо сказать, что в этом отвращении зрителю сложно не быть солидарным со священником, и именно из-за этого начинаешь задумываться о том, каково это — быть порядочным человеком в гниющем мире. И о том, может ли священник предаваться гневу? Должен ли он любить свою паству или достаточно лишь честно исполнять свой долг?

Нельзя не задуматься и о том, была ли у отца Джеймса возможность избежать той судьбы, которая его постигла. Был ли другой путь? Почему священник не передаёт преступника в руки закона? Не является ли это проявлением греха бездействия, о котором тоже заходит речь в фильме? Или всё-таки верно то, что уберечь человека от преступления может лишь он сам, а значит — задача священника в том, чтобы убедить грешника отказаться от греха. Но и в этом отец Джеймс оказывается слишком самонадеянным и там, где нужна капля человеческого сочувствия, ударяется в самоанализ. Не вызвано ли это равнодушием?

Хитрость «Голгофы» в том, что зрителю не до конца ясна мотивация героя. А ведь оценка поступков отца Джеймса зависит именно от мотивов, которые определяли его выбор. И именно эта недосказанность делает историю столь многогранной и не даёт забыть о ней ещё долгое время.

В итоге получилось тонкое и глубокое рассуждение о вере, о грехе, о долге, о жизни и смерти, о справедливости. Джеймс старается быть учителем, но и сам тоже получает урок от молодой прихожанки, которая находит в себе силы принять смерть любимого мужа. На долю отца Джеймса тоже выпадает немало испытаний — от пошлых и грубых издевательств горожан до убийства любимой собаки. И в конце концов становится понятно, что всё это — не результат действий одного безумца, а часть более глобального испытания, посланного свыше. А ответ на вопрос, удалось ли герою с честью пройти свой путь, может знать лишь тот, кто его испытывал. А как же иначе?

(оригинал рецензии на сайте Кинопоиск)

Комментариев нет:

Отправить комментарий