среда, 30 ноября 2016 г.

Параджанов

Параджанов

Фильм «Параджанов» сложно назвать в полной мере биографией, поскольку он показывает лишь отдельные наиболее яркие и значимые, по мнению авторов, эпизоды жизни Сергея Параджанова. Этот фильм скорее похож на признание в любви режиссёру. При этом картина получилась не только яркой, но и очень цельной. Это обусловлено тем, что авторы стремились не рассказать подробную историю жизни режиссера, а погрузить зрителя в его мир, заразить творческим пылом и неистощимой энергией Параджанова, передать ощущение абсолютной внутренней свободы художника. И это удалось великолепно.

Несмотря на то, что фильм Сержа Аведикяна и Елены Фетисовой гораздо больше опирается на сюжет, чем лучшие фильмы самого Сергея Параджанова, картина наполнена яркими образами, как будто на экран перенесены оригинальные коллажи режиссёра. Дух творческой свободы ощущается и в непринуждённой игре формами и стилями. Вот драма, вот комедия, вот почти мультфильм… Происходящие события, отражаясь в творческом сознании режиссёра, приобретают самые причудливые формы.

Не менее важным для авторов фильма было показать умение Параджанова создавать вокруг себя совершенно особенную обстановку. Его дом больше похож на музей, устраиваемые им встречи оставляют неизгладимое впечатление, его речи полны юмора. Параджанов со всеми одинаков, внутренне независим. У него есть лишь один идол — красота. Именно этот факт определяет ключевые особенности его фильмов: визуальность, изящество форм, отход от чёткой сюжетности, наиболее ярко проявившийся в картине «Цвет граната» («Саят Нова»). Эпизод с выбором исполнителя главной роли в этом фильме тоже очень ярко характеризует натуру режиссёра. Взять на роль армянского поэта грузинскую актрису? Легко, если она идеально подходит для этого образа.

Фильм не акцентирует внимания на сложных отношениях Параджанова с советской властью. Вообще масштаб личности режиссёра таков, что все политические дрязги выглядят мелкими и незначительными. Не пытаются авторы и ответить на вопрос, насколько обоснованным было обвинение Параджанова в мужеложстве. Эта тема выведена настолько изящно, что сам вопрос кажется бессмысленным. Ясно одно: Параджанов окружал себя красивыми вещами и людьми. И его оценка красоты никак не зависела от пола.

Технически фильм тоже сделан замечательно. Восхищают кадры «со съёмок». Чтобы показать огромную степень включённости режиссёра в съёмочный процесс, авторы картины вводили самого Параджанова в сцены из его фильмов. Сделано это настолько тонко, что возникает впечатление, будто режиссёры изобрели машину времени, вернулись в прошлое и засняли реальный процесс съёмок «Цвета граната», «Теней забытых предков» и «Легенды о Сурамской крепости».

Словом, пять лет, во время которых шла работа над фильмом, прошли не зря. Видна большая работа, проделанная съемочной группой. Образ режиссёра получился очень объёмным. Особенно важно, что это подтвердили и те, кто близко знал Параджанова. Ведь после столь яркого биографического фильма люди, которые не были лично знакомы с режиссёром, будут знать и помнить его именно таким — увлечённым художником, неподражаемым провокатором и очень сильным человеком, который был выше любых рамок и систем.

(оригинал рецензии на сайте Кинопоиск)

Комментариев нет:

Отправить комментарий