Голодные игры: И вспыхнет пламя
Воспитание революционера
Смотреть фильм с открытым финалом – удовольствие специфическое, особенно когда продолжение ожидается не раньше чем через год. Впрочем, на «Голодные игры», как правило, идут те, кто знаком с первоисточником и знает, что будет дальше. Я первоисточник не читала, каюсь, поэтому могу оценивать фильм только как самостоятельное произведение (каким он, на мой взгляд, и должен быть).
Фильм «И вспыхнет пламя» получился гораздо ярче и эмоциональнее, чем первые «Голодные игры», но ему отчетливо не хватает целостности. Френсис Лоуренс мастерски умеет создавать яркие эпизоды. В этом ему, должно быть, помогает большой опыт создания клипов. Но этот же опыт, как ни парадоксально, мешает.
Завязка истории обещала тонкую политическую антиутопию с массой психологических вопросов. После 74-х «Голодных игр» в дистриктах Панема начинаются волнения. Люди вдохновлены юной Китнисс, которая сумела остаться верной себе, бросить вызов организаторам игр и при этом выжить. Сама же Китнисс нисколько не рада надвигающемуся восстанию – ее поступок в большей степени был обусловлен желанием выжить и не стать убийцей, чем стремлением поднять людей на бунт. Поэтому, когда президент просит девушку во время тура по дистриктам успокоить людей, она соглашается. Вот только механизм уже запущен, и его не остановить.
Казалось бы, такая богатая почва для размышлений о механизме возникновения революции, для дипломатической игры, для постановки моральных вопросов… Однако на деле оставшаяся часть фильма служит лишь постоянному нагнетанию страха. Вместо того чтобы пытаться шантажом или дипломатией переманить «сойку-пересмешницу» на свою сторону, власти Панема делают все, чтобы вызвать в ней ненависть, и в конце концов превращают ее в революционерку. Начиная с демонстративных расправ над близкими Китнисс, президент заканчивает «показательной поркой» на 75-х «Голодных играх», в которых участвуют только победители прежних игр. В итоге власти приобретают совершенно демонические черты и превращаются в некое абсолютное зло. И это разрывает всякую связь фильма с реальностью.
Впрочем, это вовсе не делает фильм плохим. Просто превращает из политической антиутопии в жестокую сказку, где злой правитель, не зная печали, сидит в своем блестящем замке, а бойкая девочка с бесконечным запасом стрел нарушает стабильность системы несколькими взглядами и одним метким выстрелом.
Так что смотреть вторые «Голодные игры» все-таки стоит. Ради церемоний, предшествующих 75-м играм, которые по форме полностью повторяют традицию, показанную в первом фильме, но при этом абсолютно противоположны по эмоциям. Ради Эффи (Элизабет Бэнкс), которая постепенно теряет столичный лоск и превращается из разукрашенной куклы в человека (по сути, именно она обеспечивает контраст между двумя «жатвами»). Ради короткой, но ослепительно яркой линии стилиста Цинны (Ленни Кравиц) и его последнего творения. Ради эмоциональных приемов, которыми пользуются трибуты, чтобы остановить игры, и ради финала их последней встречи со зрителями. Ради очень разных победителей и их сложных отношений друг с другом. Наконец, ради самой Китнисс и ее друга по несчастью Пита Мелларка (Джош Хатчерсон), чьи характеры во втором фильме раскрываются полнее, и становятся гораздо интереснее, чем в первом.
(оригинал рецензии на сайте yarreg.ru)
Комментариев нет:
Отправить комментарий