понедельник, 28 ноября 2016 г.

Отель «Гранд Будапешт» (The Grand Budapest Hotel)

Отель "Гранд Будапешт"

Этот фильм вполне мог бы быть анимационным. Вся его стилистика вызывает ассоциации с мультипликацией. Яркие контрастные цвета, графичность изображения. Реальные съемки перемешаны с нарисованными деталями так искусно, что границы между ними попросту нет. В результате возникает удивительное и немного нереальное пространство. Сам отель больше похож на игрушечный домик, чем на настоящее здание. Неудивительно, что действие «Отеля «Гранд Будапешт» происходит в вымышленной восточноевропейской стране Зубровке.

«Мультяшности» фильму добавляет и саундтрек. Великолепная динамичная музыка, написанная Александром Депла, звучит в фильме, почти не умолкая, и создает ощущение, что многие сцены сняты в ускоренном режиме.

Впрочем, сюжет действительно развивается весьма стремительно. В короткий фильм («Отель «Гранд Будапешт» идет всего час и сорок минут) авторы уместили массу событий: сцены из жизни отеля, несколько убийств, конфликты с полицией, похищение картины, побег из тюрьмы, грандиозная перестрелка, бешеная погоня на санях по снежной трассе, романтическая история… Кроме того, действие фильма развивается сразу в четырех временах. «Отель «Гранд Будапешт» похож на матрешку. Вот девушка читает книгу на кладбище, у памятника Автору. Вот пожилой Автор пишет книгу и рассказывает, как узнал удивительную историю, произошедшую в отеле. Вот богач Зеро Мустафа рассказывает молодому Автору историю, которая произошла с ним в юности. А вот и сама история.

Фильм Уэса Андерсона ловко маскируется под детектив. Загадочное убийство, пропавшее завещание, украденный шедевр живописи… Но, если присмотреться, детективом фильм не является. Местонахождение картины зрителю известно. Где находится завещание и что в нем говорится, тоже понятно изначально. Что касается убийцы, то он достаточно очевиден и у авторов фильма вовсе нет задачи доказать его виновность. Все эти расследования и погони лишь каркас, на котором держатся многочисленные детали, частные истории и яркие образы.

Вглядываясь в содержание «Отеля «Гранд Будапешт», понимаешь, что его экстравагантная форма обусловлена не прихотью режиссера, а жесткой необходимостью. То, что выглядит гротесковой сказкой в «нарисованных» декорациях, при реалистичном изображении было бы трагедией. И дело не столько в явном уклоне фильма в сторону черного юмора и в многочисленных убийствах, сколько в той исторической действительности, которая отчетливо проступает сквозь основную сюжетную линию. Война (точнее, две войны, между которыми происходит действие), проблемы миграции, «управление труда и рабства», социальная несправедливость… Не вписывается в сказочный антураж и мысль о том, что счастливый финал одной истории вовсе не гарантирует столь же счастливого продолжения. И удача, благоволящая главным героям, может отвернуться от них в самый неподходящий момент.

Своим драматичным трагикомедийным фильмом Уэс Андерсон не пытается приукрасить жизнь, но «подслащивает пилюлю», предлагая зрителю посмеяться над ней и поверить в то, что проявления благородства все же иногда встречаются в этом бардаке, «некогда именовавшемся цивилизованным обществом».

(оригинал рецензии на сайте yarreg.ru)

Комментариев нет:

Отправить комментарий