вторник, 29 ноября 2016 г.

Новый Человек-паук: Высокое напряжение (The Amazing Spider-Man 2)

Новый Человек-паук: Высокое напряжение

Новый фильм перезапущенного два года назад цикла о Человеке-пауке стал серьезным шагом вперед относительно своего предшественника. В первую очередь это выразилось в большем разнообразии проблем, о которых решили поговорить авторы картины.

«Высокое напряжение» стало, пожалуй, первым фильмом о Человеке-пауке, в котором помимо традиционных для этой франшизы тем силы, ответственности и выбора обсуждаются вопросы одиночества и надежды. Новые оттенки приобретает и смерть. Если в предыдущих фильмах она присутствовала как уже свершившийся факт, то теперь в сюжете появляется персонаж, для которого смерть – вопрос недалекого будущего. Неотвратимого и пугающего в буквальном смысле до безумия.

Речь идет о Гарри Осборне – друге Питера Паркера и будущем Зеленом Гоблине. Здесь нельзя не отметить великолепную работу Дэйна ДеХаана. Благодаря ему Гарри в «Новом Человеке-пауке» гораздо более объемен и интересен, чем тот же персонаж, сыгранный Джеймсом Франко в трилогии Сэма Рейми. Теперь это не просто богатый и во всех отношениях успешный парень, который мстит за смерть отца. Новый Гарри, по сути, неповзрослевший ребенок, переполняемый страхом и злостью. Выросший без родительского внимания, отданный на воспитание в пансионат и на праздники получавший от отца лишь формальные открытки, теперь он намерен взять от жизни все. И в первую очередь – во что бы то ни стало исцелиться от смертельной болезни. Здесь и сейчас. Не откладывая.

Поскольку Осборн уверен, что от болезни его спасет только кровь Человека-паука, отказ супергероя помогать новоявленному главе влиятельной корпорации становится фатальным. Паркер не без оснований опасается, что его кровь навредит другу, но, лишая Гарри надежды, он тем самым обретает кровного врага.

Собственно, в этом состоит важное отличие фильмов Марка Уэбба от трилогии Сэма Рейми: супергерой вольно или невольно сам создает себе суперврагов. Именно Питер подсказывает будущему гигантскому ящеру формулу, благодаря которой появляется возможность передачи человеку свойств животного. Именно он толкает будущего Зеленого Гоблина на отчаянную месть и создание новых монстров. И во многом его действия провоцируют на агрессию скромного электрика Макса, превратившегося в эффектного электрического злодея.

Электро – одна из больших удач фильма. Во-первых, это интересный персонаж – человек незаметный, тихий, но мнительный. Он страшен и одновременно трогателен в своей маниакальной жажде внимания. Кроме того, его способности дали создателям спецэффектов возможность развернуться. Наполненный голубыми молниями, ночной Нью-Йорк впечатляет. Как и город, погружающийся во тьму по желанию повелителя электричества.

То, что основные события происходят ночью, создает в фильме мрачноватую атмосферу, вполне соответствующую его содержанию. Усиливают ее и присутствующие в фильме сквозные образы. Например, осуждающий взгляд погибшего отца Гвен. Его образ, как зловещее предзнаменование, постоянно появляется перед Питером. Замедление действия, регулярно применяющееся в фильме, тоже служит не только для украшения и без того эффектных сцен. Оно словно намекает на то, что главная схватка, ожидающая Человека-паука, будет вовсе не с монстрами, а с самим временем.

Не зря же последний раз действие замедлится, почти остановится в самой драматичной, кульминационной сцене фильма. Там же появятся вещественные воплощения времени – часы и шестеренки часового механизма, беспощадно перерезающие самые крепкие нити. Эти образы нельзя назвать оригинальными, но применены они умело и уместно. Благодаря им кульминация фильма впечатляет, хотя едва ли она способна шокировать искушенного зрителя. По крайней мере, после «Темного рыцаря» Кристофера Нолана.

Главный недостаток «Высокого напряжения» унаследован от первого фильма перезапущенной серии. Авторы выбрали гротесково-комический стиль повествования и попытались применить его к серьезному и, по сути, трагическому сюжету. Часть персонажей откровенно карикатурна. Особенно это касается электрика Макса до его превращения в электрического монстра. Мрачные сцены перемежаются безбашенным хохмачеством. Человек-паук упивается собственной силой, не теряет самообладания и бесконечно шутит. Изменить это не в состоянии никакие обстоятельства. В итоге Питер Паркер выглядит безнадежно инфантильным подростком, для которого «работа» Человека-паука – развлечение, а связанные с ней потери лишь неизбежные издержки, с которыми не так уж сложно смириться.

(оригинал рецензии на сайте yarreg.ru)

Комментариев нет:

Отправить комментарий