суббота, 26 ноября 2016 г.

Джек Райан: Теория хаоса (Jack Ryan: Shadow Recruit)

Джек Райан: Теория хаоса
Экшен с привкусом клюквы

О том, что на экране супергеройский боевик, зрителю сообщают практически в первые минуты фильма. Юный морпех Джек Райан чудесным образом спасает двоих сослуживцев из падающего и взрывающегося вертолета. И это несмотря на то, что у него самого поврежден позвоночник.

После чудесного спасения герой начинает не только ходить, но и бегать, а потом поступает на службу в ЦРУ и несколько лет занимается аналитической работой, отслеживая денежные потоки и выявляя потенциальные террористические угрозы. Сюжет начинает закручиваться после того, как Райан обнаруживает скрытые счета крупной российской корпорации. На основании добытой информации аналитик делает вывод, что российская компания с помощью хитрых операций планирует обрушить американскую экономику, вызвать вторую великую депрессию, которая грозит голодом, беспорядками и прочими ужасами. Для того чтобы провернуть операцию, заговорщикам необходимо организовать в США теракт.

Стоит отметить, что снят фильм замечательно. Красивые виды, потрясающая динамика, напряженная музыка – все на своих местах. И с актерской игрой все в порядке. В качестве экшена фильм определенно хорош. Но, несмотря на то что сценарий «Теории хаоса» совсем уж глупым и примитивным не назовешь, для картины со слоганом «Главное оружие – интеллект» он вызывает слишком много вопросов.

То, что на подозрительное задание в Москву отправляют человека без опыта оперативной работы, можно объяснить тем, что он лучше других разберется в сложной финансовой схеме. Но почему именно он должен проникать в офис миллиардера Виктора Черевина, чтобы скачать важную информацию? Разве не логичнее было ему остаться на ужине с бизнесменом и не подвергать опасности невесту? Или во всем ЦРУ только Райан мог справиться с чудесным устройством, позволяющим подключиться к жесткому диску компьютера по электросети через розетку в соседнем кабинете? Некомпетентность сотрудников ЦРУ компенсируется только слабой защищенностью информации в крупной нефтяной корпорации.

Многие эпизоды иначе как суперспособностями Райана не объяснишь. Вот герой на автомобиле преследует джип, в котором увозят его похищенную возлюбленную. После того как перед ним неожиданно появляется грузовик, Джек выскакивает из машины и догоняет похитителей бегом. После чего практически в одиночку раскидывает в стороны вооруженную охрану. В другом эпизоде Райан ловко выпадает из несущегося фургона, нагруженного взрывчаткой, и катится по дороге. Кажется, когда-то у него была серьезно повреждена спина? Забудьте.

Москва в «Теории хаоса» обретает демонические черты. Это подчеркивается и съемками, и освещением, и музыкой. Стоит признать, что выглядит она очень эффектно, хоть и мрачно. Потусторонность русским бизнесменам и тайным агентам придает и то, что их действия завязаны на религиозной символике. Указание к действию агенты в Америке получают в церкви. «Нас активировали», – объясняет один из них коллегам и зрителю, услышав в проповеди кодовые слова. Показывают в фильме и Черевина, выходящего из храма Христа Спасителя.

Этот собор появляется в фильме не один раз и служит своеобразным маркером, подчеркивающим, что действие происходит именно в Москве. Не забыта авторами и главная достопримечательность столицы. «Да, это Кремль, его ни с чем не спутаешь», – говорит Райану водитель. Сложно спорить.

Конечно, со времен «Красной жары» Россия в американских фильмах стала гораздо менее шаблонной. Но без традиционных штампов, видимо, не обойтись. Например, информация о том, что Черевин любит водку и что у него цирроз печени, ничего не дает сюжету. Разве что это попытка объяснить его маниакальную жестокость. Это качество особенно ярко проявляется в эпизоде с лампочкой, которую Черевин обещает разбить во рту героини Киры Найтли. Впрочем, у русского зрителя этот момент скорее вызовет улыбку – очень уж напоминает классическую байку о застревающей во рту лампочке.

Должно быть, по замыслу сценаристов, Черевин должен был стать персонажем сложным и неоднозначным. Его раскрытию должны служить глубокомысленные разговоры о Лермонтове и безысходности русского романтизма и пафосные речи о любви к родине, ради которой он и замыслил столь масштабную операцию. Впрочем, ни симпатии, ни понимания герой не вызывает. А у русского зрителя могут возникнуть вопросы. Почему, например, у столь яростного патриота в качестве полотна, подчеркивающего славу России, висит картина с изображением битвы при Ватерлоо? Почему не Бородино, например? Зато Джек Райан пользуется случаем проявить свое блестящее знание истории, произнося что-то вроде «О, Ватерлоо! Наполеон!».

В целом образ России в «Теории хаоса» расстраивает. И это не может не наложить отпечатка на восприятие фильма в целом. Случайно или намеренно авторы показали страну, в которой абсолютно отсутствует власть (вместо нее – неадекватные, но очень влиятельные миллиардеры), а на стрельбу в крупной гостинице или перестрелку в центре столицы никто не обратит внимания. Полиция и спецслужбы упоминаются в паре эпизодов, но ни разу не появляются в кадре. И в этом смысле образ России здесь гораздо более однобокий и неприятный, чем был в «Охоте за «Красным Октябрем» или в «Цене страха», в которых Джек Райан также сталкивается с русскими.

Хотя с фразой о том, что в России коммунистическую идеологию сменила идеология зарабатывания денег, спорить сложно.

(оригинал рецензии на сайте yarreg.ru)

Комментариев нет:

Отправить комментарий