Охотники за сокровищами
При просмотре фильма «Охотники за сокровищами» трудно отделаться от ощущения, что режиссер (он же исполнитель главной роли – Джордж Клуни) изрядно запутался в жанрах и не смог определиться, что он снимает: военную драму, комедию или приключенческий квест.
Для драмы фильм как-то слишком несерьезен. Война в нем больше напоминает увеселительную прогулку с редкими вкраплениями трагизма. Вопрос, который режиссер пытается поставить в своей картине, более чем достойный: стоят ли великие произведения искусства человеческих жизней? Однако вместо рассуждения на сложную и неоднозначную тему получилась не очень убедительная декларация: конечно, стоят. А ведь противоположная точка зрения звучит едва ли не более убедительно, чем пропитанные пафосом речи героя Джорджа Клуни. Пусть даже и высказана она мельком, всего одной фразой: «Как я скажу матери солдата, что ее сын погиб потому, что мы не решились взорвать колокольню?» Спорить с ней можно, но делать это нужно чуть более убедительно.
На полноценный квест или детективную историю фильм тоже не тянет. Формально герои в поисках утраченных шедевров, конечно, проводят некое расследование, отправляясь в разные города и страны и находя некие артефакты, будь то сами произведения искусства или карты, помогающие их найти. Однако ход этого расследования скрыт от зрителя. Герои в основном ограничиваются констатацией: нам сказали, что произведения искусства повезли в такой-то город.
О том, что Клуни снял исторический фильм (утверждается, что сюжет основан на реальных событиях), тоже говорить не приходится. Фильм предлагает традиционную для Голливуда версию Второй мировой войны, которая была выиграна исключительно благодаря американской армии. Движение по спасению украденных фашистами произведений искусства, судя по фильму Клуни, тоже было инициировано американцами. И участвовали в нем всего семь человек: пятеро граждан США, англичанин и француз. О том, что в международном движении по спасению шедевров участвовало около 350 человек из разных стран, авторы фильма предпочли забыть. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что главные упоминающиеся в фильме шедевры – Мадонну Брюгге и Гентский алтарь – действительно вывезла из австрийских шахт именно американская армия.
А вот то, как изображена в «Охотниках за сокровищами» советская армия, вызывает мысли о том, стоило ли вообще показывать этот фильм в столь широком российском прокате. По версии Клуни, желая возместить огромные человеческие потери, русские вывозили в СССР все украденные Гитлером ценности, до которых могли добраться. Так что в итоге бравые американцы спасают шедевры уже не от фашистов, а от советских солдат. В финале главные герои хвастливо заявляют, что «оставили русским друзьям» американский флаг, чтобы те могли «увезти его в Ленинград». Видеть подобное в российском кинотеатре странно и обидно. Особенно на фоне разговоров о патриотизме и о подвиге солдат Великой Отечественной.
Конечно, есть у «Охотников за сокровищами» и достоинства. Неплохая актерская игра, красивые съемки (особенно там, где дело касается произведений искусства), краткий, но убедительный ликбез относительно великих шедевров скульптуры и живописи. Однако при отсутствии сильного сценария и глубокого смыслового наполнения эти достоинства беспомощно повисают в воздухе.
(оригинал рецензии на сайте yarreg.ru)
Комментариев нет:
Отправить комментарий