четверг, 17 ноября 2016 г.

Три мушкетёра

Три мушкетёра

Дописать и переписать

Сергей Жигунов, должно быть, хороший продюсер. И актёр, наверное, неплохой. Но вот ни режиссёра, ни сценариста из него не вышло. Впрочем, возможно, у него просто очень специфическое представление о «бережном и уважительном отношении к тексту». Поскольку то, что он сделал с романом Александра Дюма, с уважением не соотносится никак.

Двухчасовой фильм «Три мушкетёра» — всего лишь укороченный вариант десятисерийной телевизионной версии. Такой объём Жигунову понадобился для того, чтобы более полно отразить сюжет, созданный Александром Дюма. Казалось бы, фильм должен был стать динамичной выжимкой из развёрнутой истории, но нет — оказалось, что даже «Трёх мушкетёров» можно снять скучно. Герои постоянно дерутся, разбивают бутылки о чьи-то головы, куда-то бегут, с кем-то целуются… Но всё это как-то спокойно, без огонька. Один только Д’Артаньян в исполнении Риналя Мухаметова пытается быть бойким гасконцем с бурлящей кровью. Остальные мушкетёры довольно бесцветны и унылы.

Особенно в этом преуспел Атос. Сыгравший его Юрий Чурсин как-то говорил, что, по его представлению, граф де Ла Фер — человек спившийся, опустившийся и сломленный. И, наверное, в этом случае актёр вполне справился со своим представлением о роли. Атос не вылезает из кабаков, непрерывно нудит о том, что женщины всегда предают, а в сцене суда над Миледи и вовсе скатывается в невнятное бормотание.

Пожалуй, в последние сцены Миледи создатели фильма вложили весь свой талант: так всё красиво и невероятно трагично. Если последние эпизоды с Констанцией получились абсолютно проходными, то здесь сценаристы развернулись во всю мощь своей фантазии. Супруги ужинают в опустевшем доме и ведут прощальную беседу, пока забытые друзья Атоса топчутся у входа в замок. Граф всё ещё любит жену. Трогательная страдающая Миледи всё ещё любит графа… И, кажется, разрыв у них случился только из-за того, что он застукал её с кем-то на сеновале. Это называется продлением любовных линий. А то, что персонажи перестают быть теми, кем были в романе Дюма, — издержки производства.

Дописанных любовных линий в фильме масса. Вот, например, финал истории Анны Австрийской и герцога Бекингема. Судя по фильму, герцог вполне мог оправиться от полученной раны, но ему очень захотелось увидеть свою возлюбленную. Несмотря на слова лекаря о том, что любая дорога убьёт его, герцог приказывает везти себя на встречу к Анне. И, естественно, умирает по дороге. Увидев тело любимого, королева устраивает громкую истерику, за которой из-за дерева наблюдают Ришелье и Рошфор.

Впрочем, в своей смерти герцог виноват сам — взяв в плен Миледи, он оставил охранять её мужчину, который тут же очутился в постели прекрасной пленницы, после чего, не задумываясь, убил графа. Вот такие вот надёжные люди.

Ещё одна «доработанная» любовная линия связывает Д’Артаньяна и Констанцию. Бедную жену галантерейщика гасконец сначала принимает за проститутку. Вскоре оказывается, что он недалёк от истины. «Привезите подвески королевы, и я буду вашей», — шепчет Констанция на ухо влюблённому Д’Артаньяну и, конечно, держит слово. Вернувшись из Лондона, гасконец лежит в постели с возлюбленной и рассуждает о том, какой замечательный у них будет дом… О муже Констанции благополучно забыли сразу после того, как он выполнил свой сюжетный долг и донёс на жену кардиналу Ришелье.

Немало промахов и в подборе актёров. Екатерина Вилкова в роли Миледи вовсе не выглядит опасной женщиной даже тогда, когда старается. Дело здесь и в речи, и в манере держать себя, и в резкой, совершенно не женственной походке… Стараясь казаться величественной, говорить веско и гордо, Вилкова выдаёт наигранный пафос.

Совершенно непонятно, зачем авторы снимали фильм в 3D. Видимо, это нынче модно. И неважно, что объём картинки совершенно не чувствуется. Режиссёр даже не потрудился демонстративно пихнуть какой-нибудь предмет в зрительный зал. Приём топорный до ужаса, но, по крайней мере, хоть как-то оправдывающий наличие 3D.

Увы, фильм не оправдал тех надежд, которые возлагали на него поклонники Александра Дюма. Есть небольшая надежда, что обрывочность сюжета и безликость некоторых героев стали просто результатом сокращения и исчезнут в телеверсии. Но большинство промахов и изменений в сюжете, увы, останутся и там. И явная подмена идеалов любви и дружбы сексуальной мотивацией никуда не денется. Видимо, Сергею Жигунову кажется, что иное нынешнему молодому зрителю непонятно. Думается мне, что он сильно ошибается.

(оригинал рецензии на сайте Кинопоиск)

Комментариев нет:

Отправить комментарий