Я не очень люблю этот текст. Он получился довольно поверхностным, и в нём слишком много эмоционального "мне не нравится" и "я не понимаю". Сейчас я, возможно, восприняла бы фильм иначе или, по крайней мере, смогла бы более аргументированно сформулировать свои претензии. Но тогда я была совсем юна и неопытна. На самом деле я и сейчас юна и неопытна, но семь прошедших лет и три года регулярных тренировок позволяют мне смотреть на ту, прошлую, меня немного свысока :)
А текст в любом случае пусть будет здесь. Для истории.
А текст в любом случае пусть будет здесь. Для истории.
Трансамерика
Мы считаем опасными тех,
у кого ум устроен иначе, чем наш,
и безнравственными тех,
чья нравственность не похожа на нашу.
А. Франс
Фильм «Трансамерика» – о том, как транссексуал Бри на своём зелёном транспортном средстве транспортирует своего сына Тоби в Лос-Анджелес. Они проезжают по дороге среди зелёных-презелёных полей и идиллических пейзажей. И впереди у обоих исполнение надежд. У Бри – операция по окончательной смене пола. У Тоби – карьера актёра (подумаешь, что порноактёра! Главное же – искусство… ну и деньжата, само собой).
Вот только есть в этой идиллии одно маленькое «но». Тоби многого не знает о человеке, который везёт его к мечте. Ему, конечно, странно, что неизвестная женщина озаботилась судьбой семнадцатилетнего парня, погрязшего «во грехе», но особого значения он этому не придаёт. И вот они едут и постепенно узнают друг друга, даже становятся друзьями. Но радость омрачается разного рода неприятностями. Сначала Тоби случайно узнаёт, что рядом с ним не женщина (то есть не совсем женщина), и начинает трезвонить об этом на каждом углу. Потом шустрый пацан угоняет у Бри и Тоби машину. Потом мама Бри устраивает скандал по поводу его (а вернее, её) «перевоплощения». А затем Тоби неожиданно узнаёт, что Бри на самом деле его отец, и сбегает. Но несмотря на все сложности, всё в конце концов будет хорошо. Побег Тоби не помешает Бри успеть на операцию. А сам сынуля осуществит свою мечту и будет порноактёром.
Актёры… Ну что тут скажешь? Много раз уже говорено. Фелисити Хаффмен в роли Бри действительно великолепна и очень убедительна. Грубоватая, несколько мужская внешность в сочетании с женской неуверенностью и плаксивостью создают довольно колоритный образ. Кевин Зегерс, которого гораздо привычнее воспринимать как героя молодёжных комедий, не отличающихся глубиной, сыграл серьёзно, явно прочувствовав роль. Недаром, видать, изучал в Торонто работу «мужчин по вызову»…
Но несмотря на игру актёров, не сразу становится понятно, зачем фильм «Трансамерика» был создан. Что с его помощью хотели показать? Изменения героев в результате неожиданно свалившихся обстоятельств? Да не меняются они. Бри, съездив за сыном, возвращается в Лос-Анджелес, делает операцию и обретает то, к чему стремилась и в начале фильма. Тоби… Ну да, его судьба и правда поменялась. Вместо того чтобы сидеть в тюрьме, заниматься проституцией и нюхать наркоту, он всё-таки исполняет свою мечту. Та же, по сути, проституция, только работка почище и денег побольше платят… Изменился он только внешне – волосы перекрасил и из милого мальчика превратился в блондинистого «красавчика».
Или фильм снят, чтобы показать, насколько хорошими могут быть транссексуалы, объяснить, что они, по сути, просто люди, которым не повезло и чей биологический пол не совпадает с психологическим, как им, бедным, тяжело живётся из-за гонений и презрения? Ну, возможно. Хотя гонений никаких не было (если не считать вполне естественную истерику матери гонением). Да и на презрении не слишком-то делался акцент. Практически никто вообще не узнаёт, что Бри на самом деле мужчина.
Понять «Трансамерику» можно, только если отвлечься от заморочек с сексуальной ориентацией героев. Если представить, что Бри – это просто символ (модель, если можно так сказать) человека, непохожего на остальных. Не по своей вине непохожего. Человека, который, как и все, хочет понимания и любви – не столько плотской, сколько родственной. Она хочет найти родную душу, человека, который бы увидел её такой, какая она есть. Разве это проблема только транссексуалов? Да это общечеловеческая проблема! И как часто мы косо смотрим на человека, который чем-то от нас отличается – внешне ли, по взглядам ли, по принципам… Бри никому не навязывает своего образа жизни, не проявляет агрессии. Она всего лишь пытается жить так, как ей комфортно. Так кому какое дело, что она не похожа на большинство? Понимающего человека Бри находит в Тоби. И не имеет, по большому счёту, никакого значения, родственники ли они по крови. Даже наоборот, если бы на Тоби сразу обрушилась вся информация о Бри, он едва ли смог бы понять её, увидеть то настоящее, на что остальные закрывают глаза. Два, по сути, одиноких человека, они сроднились за время поездки из Торонто в Лос-Анджелес. И несмотря на обиду, Тоби придёт в дом к одинокой Бри, и она снова по-отечески (ой, простите, по-матерински) и по-дружески улыбнётся ему, заставит убрать ноги с кофейного столика и подарит ковбойскую шляпу…
Всё это, конечно, так. И идея, как оказалось, в фильме всё-таки есть. Вот только теряется она как-то, скрывается за некоторой беззаботностью дорожного путешествия. Особенность главного героя (или героини) отвлекает, заставляет думать, что в ней весь смысл. А он более глобален, хоть и проскальзывает в фильме лишь в нескольких эпизодах.
(написано в мае 2009)
Комментариев нет:
Отправить комментарий