Космос между нами
Земные каникулы
У фантастической мелодрамы Питера Челсома было немало козырей для привлечения зрителей. Во-первых, интригующая завязка: руководитель первой пилотируемой экспедиции на Марс Сара Элиот оказывается беременной. Ребенок появляется на свет сразу после посадки на планету и остается сиротой, поскольку его мать умирает при родах. Боясь погубить едва начавшийся масштабный проект колонизации красной планеты и не решаясь переправить на Землю мальчика, чей организм сформировался в условиях невесомости, NASA засекречивает произошедшее, и Гарднер Элиот остается жить на Марсе. Во-вторых, трогательный трейлер, обещающий красивую историю о первой любви. И, наконец, в-третьих, Эйса Баттерфилд – кумир тысяч девушек и многообещающий актер, в свои девятнадцать лет уже отметившийся несколькими сильными ролями.
Однако получившийся фильм производит двойственное впечатление. С одной стороны, это довольно банально развивающаяся история, не преподносящая зрителям особых сюрпризов и заранее весьма прозрачно намекающая на многие сюжетные ходы. С другой стороны, сцены с участием Гарднера и его земной подруги Талсы многое искупают. В них так бурно кипят эмоции, что само пространство фильма словно преображается, становится ярким, насыщенным, космически легким и пьянящим. Этот актерский дуэт, безусловно, заключает в себе главную магнетическую силу картины.
Даже великолепная пара, которую составляют Гари Олдмен и Карла Гуджино, не в состоянии уравновесить эту энергетическую мощь. Как только юные беглецы пропадают с экрана, фильм становится приземленным и тяжелым, словно от марсианской легкости возвращаешься к земной гравитации. И дело здесь не столько в актерской игре, сколько в особенностях сценария. Эпизоды, связанные с NASA (в том числе все, что происходит до шестнадцатилетия Гарднера), кажутся вспомогательными. Их главная цель – раскрыть зрителям техническую подоплеку ситуации, объяснить, почему мальчика необходимо срочно найти и вернуть на Марс. Переживаниям взрослых персонажей уделено так мало внимания, что они кажутся вторичными и неубедительными.
Путешествие Гарднера и Талсы представляет куда больший интерес. За несколько дней на Земле юный марсианин проживает целую жизнь. Он, как ребенок, жадно исследует мир. Ему в радость и слепящее солнце, и бушующее море, и бьющий в лицо ветер, и обжигающий руки огонь. Он заново учится ходить при земной гравитации, впервые познает любовь и понимает ценность родительской заботы. Он учится любить жизнь и смотрит в лицо смерти, чтобы вернуться в свой прежний мир уже немного другим человеком.
К сожалению, значительная часть потенциала фильма осталась нереализованной. История не выходит за рамки приключенческой мелодрамы. Взгляд на Землю и человеческие отношения глазами новичка не приносит неожиданных открытий, кроме, разве что, осознания, что люди, оказывается, врут. Но едва ли Гарднера, так долго скрывавшего правду о своем происхождении, это должно удивлять. Лишь мельком обращается внимание авторов фильма к символичной зеркальности судеб мальчика, который мечтает о недоступной Земле, и мужчины, который всю жизнь мечтал о Марсе, но вынужден был отказаться от участия в экспедициях.
В итоге «Космос между нами» оказывается в первую очередь фильмом о первой любви, мечтах и подростковой безбашенности, смесью мелодрамы, роуд-муви и романа воспитания, не самым значительным, но определенно заслуживающим внимания представителем жанра.
Комментариев нет:
Отправить комментарий