Гуляй, Вася!
Новый фильм Романа Каримова, автора нашумевших «Неадекватных людей» и нетривиальной комедии «Всё и сразу», определенно производит впечатление. Правда, с ходу и не скажешь, положительное ли. Характеры большинства персонажей здесь настолько утрированы и карикатурны, а ситуации настолько невероятны, что происходящее порой кажется бредом сумасшедшего. Ровно до тех пор, пока не понимаешь, что намеренное комедийное заострение очень метко высвечивает распространенные, до боли и зубовного скрежета знакомы типажи.
Вот, например, «солнечный человечек» Алиса, богатая и недалекая девушка, с беззаботной наивностью затаскивает парня Митю на день рождения своего отца, уверяя, что отсутствие подарка – вовсе не проблема. Семья девушки втягивает Митю в ритуал дарения подарков и трактует его сбивчивую поздравительно-оправдательную речь как сватовство. Отец Алисы с безапелляционностью «главы семейства» назначает свадьбу через две недели. Идя на поводу у обстоятельств, Митя едет в родной город, чтобы официально оформить развод с женой, с которой давно расстался. Но есть одна проблема: времени на суды нет, а добровольно подписывать документы на развод помешанная на фэншуе, вещих снах и прочих знаках судьбы Василиса не намерена. Чтобы получить заветную свободу, Мите приходится выдать за свою невесту случайную знакомую Настю. Тут на сцену выходит еще один стереотипны персонаж - парень Насти Макс, деревенский детина с мускулами вместо мозга и собственническим отношением к своей девушке. Настолько собственническим, что он готов, по сути, сдать Настю Мите в аренду.
Все эти персонажи оказываются втянуты в историю, полную нелепостей и абсурда, но при этом действительно смешную. А не это ли первый критерий, по которому стоит оценивать комедию? Причем, что особенно приятно, большая часть удачных шуток в фильме не связана с алкоголем. Представление о том, что всем будет смешно полтора часа смотреть на пьяных героев, совершающих глупости, в последнее время стало общим местом для российских комедий. «Гуляй, Вася!» счастливо избегает этого штампа, отказываясь возводить алкоголь в культ.
Еще один плюс картины – разнообразие героев. В одном сюжете авторы сводят людей из разных социальных слоев, с разным мировоззрением и разными способами решения проблем. У каждого из них свои «тараканы», свои представления о любви, дружбе и семейной жизни. И эта «сборная солянка» становится основой и комизма, и убедительной жизненности истории.
Среди актеров ярко выделяется Софья Райзман, сыгравшая подставную невесту Настю. Ее трогательная естественность изящно оттеняет гротескную наигранность окружающего мира. Если предположить, что авторы комедии ставили перед собой некую сверхзадачу, а не просто стремились рассмешить зрителей, то окажется, что именно в этой искренности и неподдельности и заключается главная мораль фильма. Ведь главный приз – любовь и счастье – в итоге получают те, кто, даже притворяясь, умудряется остаться собой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий