Коммивояжер
О ценностях и цене
Претендующая на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке картина иранца Асгара Фархади начинается как обычная социальная драма. Рушится многоэтажный дом. Стены дрожат, люди в панике выбегают на улицы, в меру своих сил помогая друг другу. И вот молодые супруги Эмад и Рана, чью спальню практически разделила пополам гигантская трещина, вынуждены срочно искать новое жилье. Квартира вскоре находится, однако жизнь в ней готовит семье новые испытания – не такие очевидные, как треснувшая стена, но едва ли менее опасные.
Все начинается с картин обычной семейной жизни – непростой, но полной взаимного тепла и заботы. Даже бытовые хлопоты, связанные с вынужденным переездом, кажутся уютными и спокойными. Однако случайная неосторожность приводит к роковым последствиям: из-за беспечности молодой жены в дом проникает незнакомый мужчина, решивший навестить еще недавно жившую здесь проститутку, а через несколько часов соседи находят Рану лежащей в луже крови, и никто толком не знает, что произошло. Женщину отвозят в больницу, жизни ее ничто не угрожает, однако пережитый страх не так-то просто забыть.
Фильм не балует композиционными изысками. Действие разворачивается последовательно, зрители шаг за шагом идут вслед за Эмадом, твердо решившим найти и покарать виновника произошедшего без участия официального правосудия, обращаться к которому Рана боится - ведь она сама открыла дверь незваному гостю, подумав, что пришел муж. Бытовая драма превращается в детектив с поиском свидетелей, сбором улик, слежкой и разоблачениями. А напряжение, которое нагнетает к финалу Асгар Фархади, сделало бы честь любому триллеру. Разворачивающаяся на экране история захватывает, сокрытая в ее глубине тайна разжигает любопытство.
Однако привлекателен фильм отнюдь не этим. Самое важное здесь – тонкий психологизм, подкрепленный великолепной актерской игрой. Взгляды, жесты, мимика, выразительные паузы говорят гораздо больше, чем могли бы передать слова. Тяжелое испытание, которое могло бы сплотить двух любящих людей, неожиданно возводит между ними преграду, которая мешает видеть и слышать друг друга. Каждый ищет свой путь преодоления травмирующего опыта.
Национальный колорит ощущается здесь лишь в бытовых деталях, в особенностях одежды да в не слишком привычной для европейцев внешности героев. Сама же история – вневременная и наднациональная. Ведь понятия чести, оскорбления и возмездия существуют и влияют на жизни людей во всех уголках Земли. А «Коммивояжер» - в конечном счете, история о том, что происходит с человеком, подчинившимся гневу, сколь угодно обоснованному и понятному. Скромная обыденная обстановка полупустой квартиры становится полем битвы, на котором сталкиваются в непримиримой борьбе идеи возмездия и милосердия. И битва эта никому не сулит счастья.
Неслучайно возникают сцены из «Смерти коммивояжера» - спектакля, который Эмад ставит по одноименной пьесе Артура Миллера. Особенно надрывно в контексте фильма звучит финальный монолог пьесы, произносимый со сцены Раной: «Что ты наделал? Вот я думаю, думаю, думаю и не понимаю. Сегодня я внесла последний взнос за дом. Как раз сегодня. А в доме некому жить…» Так называемая справедливость восторжествовала. Так называемое зло наказано. Но что это принесло жертвам и карателям? Вопрос этот повисает в воздухе, напряженно звеня во взглядах главных героев в тот момент, когда гаснет экран.
Комментариев нет:
Отправить комментарий